отец Димитрий 30 Января 2008 |
Ответ:
Дорогой Сергий!
Да, действительно, дни бывают перенасыщенны. Потому тем более сложно отвечать на вопросы, на которые отвечать кратко письменно одними словами не простая задача (как мне, грешному человеку, доходчиво объяснить, что такое полнота духа Христова?). Поэтому я бы просил не забывать об этом, задавая столь глобальные вопросы.
Вопрос о полноте Духа относится к отделу мистического богословия. Поэтому для серьезного ознакомления рекомендую, например, известную книгу видного русского богослова В.Лосского, которая так и называется «Очерки мистического богословия Восточной Церкви».
Кратко же говоря, здесь, на земле, полнотой Духа обладает вся Церковь. В этом аспекте, действительно, непраздный вопрос о присутствии этой полноты в других конфессиях. Этот вопрос базируется на 1-м, в 1-м же и заложен ответ: если «другие конфессии» входят в понятие Церкви, то полнота присутствует, если нет, то нет. С православной точки зрения, «другие конфессии» отделились от Церкви, поэтому полноты в них нет (однако это не означает другой крайности совсем нет).
Кому дано право определять? Это смотря с какой стороны посмотреть. Кто-то может сказать: а кто вам дал право утверждать, что истина в христианстве, а не в какой-либо другой религии? Поэтому немаловажно то, кому лично ТЫ веришь, т.е., таким образом, и даешь право. Если веришь Православной Церкви, то она для тебя и определяет (что и является ответом для православного человека); если веришь в христианство «вообще», то пытаешься совместить мнения различных конфессий (что довольно проблематично).
А бояться, конечно, надо. Поэтому в Православии практика основываться во многих вопросах не на своем личном мнении, а на мнении Отцов Церкви; поэтому-то и я, осознавая это, сделал соответствующую преамбулу в этом ответе
Помоги нам всем Бог быть внимательными в вопросах веры, а главное если стремиться к познанию Бога, то больше к познанию сердцем, а не умом.
|