отец Димитрий 06 Марта 2008 |
Ответ:
И Вам дай Бог здоровья, Надежда.
Ваш вопрос я бы не назвал дерзким: он не дерзкий, он важный и, я бы сказал, естественный для любящей души; жалко, что подобными вопросами беспокояться меньше, чем хотелось бы. Но вот как разрешить его?..
Этим вопросаом задавался прп. Силуан Афонский, причем не только в отношении любимых, но и «врагов»: «Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко».
Тут вопрос можно поставить еще острей: если Бог всех любит, то каково Ему, если кто-то попадает в ад? почему Он, Всесильный, не заберет всех в рай? Частично ответ находится у того же св. старца Силуана: «гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен». Если человеческая душа не подготовилась к раю, то для нее рай раем не будет: насильно мил не будешь.
Из этого вытекает следующее: рай и ад это не некие разные места, это, скорее, разное отношение к Богу тому, кто к Богу стремился, тому с Ним рай, а тому, кому был больше мил грех, тому с Богом хорошо не будет.
Однако, скажете, это не ответ на поставленный вопрос: как человек сможет испытывать блаженство, если будет страдать об участи того, кто попал в ад? Думаю, в какой-то мере, ответ кроется во встречном вопросе: а как человек уже здесь вообще любит, творит, желает творить дела любви, стремится к Богу, несмотря на то, что те, кого он любит, кому выказывает эту любовь и христианское отношение, зачастую противятся этому, мало того, это им может быть ненавистно? Ты идешь к человеку как чадо Божие, а ему «правда глаза колет», а ему неприятно тебя видеть таким. Но ведь ты не перестаешь его любить и не перестаешь желать ему добра. Можно сказать: ты ему не нравишься праведником, ты ему нравишься грешником так сделай ему приятное (!). Однако нормальный человек так не поступит. Он будет любить и покрывать любовью. И если это настоящая Любовь, то она будет выше твоих же страданий. Настоящая Любовь выше всяческих страданий. Настоящая Любовь готова страдать ради кого-то, но ценность Любви такова, что ничто не выше ее. Это как мученики шли на страдания, но любовь к Богу была настолько сильна, что эти страдания были безмерно малы. Безмерно малы не потому, что им было безразлично, а потому, что любовь сильнее
Как это может быть применительно конкретно к Вашему вопросу мне сложно сказать: я не святой и не был в раю. Однако, с одной стороны, я могу провести подобные аналогии, что изложил выше, а с другой с другой я знаю, что Бог Любовь не допустит такой странной вещи, такого противоречия. Как это не знаю. Однако знаю, что прежде чем беспокоиться о том, как я смогу блаженствовать в раю, когда кто-то из моих близких будет мучиться, стоит обеспокоиться о том, как бы мне самому не стать этим самым закавыристым вопросом для тех, кто достигнет райского блаженства
(Подробнее о рае и аде можно почитать в книге митр. Иерофея Влахоса «Рай и ад».)
|