Александр Б. / г. Москва 18 Марта 2008 |
Вопрос:
Благословите, отец Димитрий!
Мой предыдущий вопрос к вам был о кошерной пище. Спасибо вам огромнейшее за ваш обстоятельный ответ!
Сейчас же хочу спросить вас о следующем.
Господь наш Иисус Христос своей смертью на кресте искупил наши грехи, т. е. освободил всех и каждого от рабства греху.
1) Всех и каждого? Или только из числа православных?
2) От первородного греха (т.е. от греха вкушения запретного плода) и только от него? А не от его многочисленных последствий, которые именуются нашими обычными природными/прирожденными грехами (т.е. теми, с которыми каждый из нас рождается, и в совершении которых (уже после Таинства Крещения) он/она в дальнейшей своей жизни может каяться в стремлении спастись и обрести Царствие Небесное)?
Вопрос о том, может ли спастись неправославный, я не затрагиваю, поскольку, как мне кажется, если говорить несколько упрощенно место (рай или ад) для души каждого конкретного человека, обретаемое им после своей смерти, в конечном счете, определяет только Господь Бог наш
|
отец Димитрий 18 Марта 2008 |
Ответ:
Бог да благословит, Александр!
1) Ответ дан в преамбуле к вопросам. Цитирую: «Господь наш Иисус Христос <...> освободил всех и каждого от рабства греху». Я бы добавил, что говорить о том, что Он мог освободить православных вообще некорректно: православными не рождаются, а становятся.
2) Вообще, это довольно объемный богословский вопрос. И опять есть некоторые некорректности. Как мы каждый персонально можем быть освобождены «от греха вкушения запретного плода», если мы каждый из нас ничего не вкушали? Мы как раз скорее можем испытывать на себе последствия первородного греха в этом смысле. Это и есть «обычные (!) природные/прирожденные грехи». Но от чего же нас освободил Христос? или, правильнее, искупил? В результате первородного греха весь «весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19). Человек порабощен грехом, человек стал рабом греха, соответственно человек и мир во власти сатаны, «князя мира сего». И от этого рабства греху Христос нас искупил, причем именно всех как в количественном, так и во временном отношении. Искупил дал свободу от греха: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Однако хоть грех и лишен порабощающей власти в этом мире, но он живет и действует в нем (и в самом человеке), пытаясь вернуть свою власть обратно. Мы же, свободные от греха, свободно и выбираем: хотим мы ему порабощаться или нет. Полное же освобождение мира от греха и его последствий произойдет при 2-ом пришествии Христовом (поэтому древние христиане восклицали: «ей, гряди, Господи Иисусе!», а современные часто говорят так: «ой, боюсь, боюсь!»).
А спасение спасение, конечно, определяет только Бог. По поводу же инославных мне вспоминается свт. Феофан Затворник (кажется, он), который на вопрос «спасутся ли инославные?» ответил, что он не знает, спасутся ли они, а вот у него бы точно не было бы шансов без Православия. Надо помнить и то, что само по себе Православие не является гарантом спасения. Мало того, к православным подход строже, нежели к другим (ответственности больше). И об этом тоже стоит помнить как для себя, так и для тех, кого ты, православный, можешь спешить окрестить без должной веры.
Вообще же, богословствуй не богословствуй, первородный не первородный, в практическом смысле у нас все равно одна должна быть дорога: любить Бога и всеми силами не грешить. И помоги в этом Господь.
|