Анастасия 12 Мая 2008 |
Вопрос:
Христос Воскресе, о. Дмитрий! Всех вам благ и дай Бог здоровья. О паломничестве вашего прихода получается читать постфактум, спасибо за напоминания. Прочитала ответы о нескольких необщецерковных «поверьях» (о мытье после Причастия, Помазания; о рае для умерших в Пасху). Пока мне довольно сложно разобраться,что все-таки, общецерковно,а что нет,ведь почему-то эти поверья бытуют даже среди монашествующих. Вот и по поводу заказа Псалтыри в монастыре мне объясняли : как закажешь Псалтырь о здравии, особенно о родственнике не очень благочестивом,жди искушений и разного рода бед враг сильно возмущается силой такой молитвы, и хочет погубить все добрые плоды от нее. Это имеет место быть? Еще. Можно ли подавать на Проскомидию на христиан,не участвующих в церковных Таинствах? Что лучше заказывать в таких случаях? Спаси Господи.
|
отец Димитрий 13 Мая 2008 |
Ответ:
Воистину воскресе, Анастасия!
Сейчас сказать «бытуют среди монашества» тоже самое, что сказать «среди людей». Почему? Достаточно вспомнить, сколько было монастырей и монахов до 90-х годов и во сколько сотен (!!) раз это число возросло за считанные годы. Многие из нынешних монашествующих вчерашние атеисты, полуверы и проч., что неприменно накладывает отпечаток. Увы, 70 лет бесследно не проходят. Впрочем, и Синодальная эпоха на монашескую жизнь тоже повлияла отнюдь не благотворно. Отсюда делай вывод.
По поводу Псалтири и правду сказали и
и что дальше? Действительно, враг сильно возмущается тому, когда человек серьезно делает или хочет сделать Божье дело, и пытается строить препоны это известный факт. Но из этого можно в конце концов вывести следующее: чтобы дьявола не гневить, лучше вообще от Бога держаться подальше молиться поменьше, в храм ходить пореже, а то и не ходить вовсе
И это не теория. Я на практике сталкивался, когда подобная боязнь дьявола благополучно отваживала человека от богоугодных дел и от Бога. В этом больше страха перед сатаной, нежели упования на Бога и веры в Него и желания бороться со злом. А ведь как больше-то необходимости есть молиться о неблагочестивом благочестивый и сам идет, а неблагочестивому-то кто поможет?
На счет Проскомидии есть два подхода (мне кажется, я уже отвечал на подобный вопрос): по строгости и по снисхождению. И разные священники и монастыри по-разному и относятся к этому. Так что лучше этот вопрос выяснять со своим духовником или сообразуясь с тем храмом, в который ходишь. Если спросить мое личное мнение, то отвечу, что я за снисхождение: если человек крещен, то можно. И одно из оснований в том, что многие из невоцерковленных христиан были «крещены, но не просвещены» в виду советского времени.
А вообще, я скорее за то, чтобы меньше думать о том, ЧТО заказывать, а больше думать о том, КАК молиться. А молиться Богу надо от чистого сердца, по правде и искренности. Если это будет, то формальные вопросы разрешаться сами собой в большинстве случаев. Помоги Бог.
|