Александр / г. Москва 14 Июля 2008 |
Вопрос:
Благословите, отец Димитрий!
Взял-таки недавно благословение на ежедневное келейное чтение молитвы Льва Оптинского о своем племяннике, официально (по версии милиции) покончившем жизнь самоубийством (якобы прыгнул с 14-этажки) я вас ранее спрашивал, следует/можно ли мне молиться о нем. Большое спасибо вам за ваш ответ. Может, кому-то еще пригодится информация по следующей ссылке: http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=35&article=11643
Сегодня мой вопрос к вам менее острый, как мне кажется: как следует православному воспринимать нижеследующие молитвословия:
«
Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, Вездесущему: Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств; Слава Тебе за благодатные предчувствия. Слава Тебе за указание тайного голоса
»?
Это славословия из икоса 10 благодарственного акафиста «Слава Богу за все». А вот как начинается икос 7:
«Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей
».
Автор акафиста митрополит Тихон (Туркестанов)(18611934). Никак не могу лично для себя уяснить: как мог о. Трифон, о котором известно, что он «совершал строго уставные богослужения», «отвергал какие-либо компромиссы с обновленческими группировками», и что «верующий народ уже почитал его как великого архиерея, замечательного проповедника и духоносного старца-подвижника», как можно соотнести все это с вышеприведенными словами из составленного им акафиста, в которых явно ощущается дух тонкой прелести? Или же мне, многогрешному, пока просто не дано постичь ту духовную высоту, которой достиг о. Тихон, и, находясь на которой, он постарался с величайшей любовью выразить Господу всю ту невыразимую благодарность Ему, которая переполняла его в то время, когда он писал этот акафист?
С другой стороны, я сильно подозреваю, что о. Трифон был ли он при этом в прелести или не был написал его для собственного, сугубо келейного использования, не предназначенного для широкого распространения. Причина, почему я так считаю, начало 8-го икоса: «Когда я в детстве первый раз сознательно призвал Тебя,
»
Чувствую, что в некотором смысле нелегкий вопрос задаю вам, о. Димитрий. Можете публично не отвечать на него на вашем сайте. Вы уж меня простите, Христа ради. Может, это я духом малость заразился от молодого, но упертого баптиста, которого посредством бесед с ним я вот уже более года безуспешно пытаюсь вернуть в лоно Православной церкви, а он меня оторвать от нее
|
отец Димитрий 24 Июля 2008 |
Ответ:
Бог да благословит, Александр!
Ссылка вполне приемлемая: стандартный ответ для подобный случаев.
А нынешний вопрос я не назвал бы менее острым, однако считаю правильным отвечать на него не втуне, а прилюдно, вопрос интересный и важный, но предупреждаю, что ответ следует рассматривать как мое частное мнение.
Во-первых, Вы правы, нередко случается так, что тот или иной христианин что-либо высказывался, писал, ориентируясь на узкий конкретный круг, даже на конкретного человека, а потом его действие по частному случаю могли возводить в общее правило, в непререкаемый авторитет. Это случалось и с молитвословиями.
Акафист написан не на церковно-славянском языке, а на русском, так что он явно предназначен для келейного прочтения. Однако в его русском языке есть большой плюс в отличии от множества акафистов, написанных безграмотно на церковно-славянском языке, перемежаясь с «русизмами» и просто русскими словами (одно уж «Аллилуиа» при обращении к Божией Матери в акафисте «Неупиваемой Чаше» чего стоит!). Меньше чем за 100 лет перед революцией духовной цензурой было одобрено порядка 150 акафистов, а не одобрено более 300! Это о чем-то говорит. Сейчас акафисты пишут сплошь и рядом, причем желая их общего использования. Но не так с людьми внимательными к церковной жизни. К их среде, думается, можно отнести и владыку Трифона. Это его личное молитвословие, как Вы правильно заметили, на что указывает его «я» в ткани акафиста. В этом смысле можно вспомнить и Писания прп. Силуана Афонского: там тоже есть молитвы личного характера. У владыки Трифона очень личного. Поэтому, чтобы молиться (именно МОЛИТЬСЯ искренне, отвечая за каждое слово) акафистом вл. Трифона, желательно быть
вл. Трифоном. При том, что у многих сейчас за плечами годы советского безбожия, далеко-далеко не каждый может сказать такие, напр., слова: «Когда я в детстве первый раз сознательно призвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейным покоем. Тогда я понял, что Ты благ и блаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова». Так что это явно частная молитва.
Однако (это уже во-вторых) еще вопрос в том, что подразумевается под теми или иными словами. Если он говорил с Богом с глазу на глаз, то он (вл. Трифон) знал, что вкладывает них (напр., в «стечение обстоятельств»), а Бог Бог знал тем более.
Я не являюсь поклонником этого акафиста, потому что мне он кажется более душевным, нежели духовным, и у меня в храме его не распространяют. Если бы иметь трезвомыслие и осторожность (наподобие Вашей), если помнить про его личностный характер, то читать его можно (не = молиться) он может быть очень поучительным (еще более, если знать жизнь владыки Трифона), но если я вижу как на большинство он действует именно эмоционально, душевно, наподобие замечательного стихотворения или песни, может быть, в духе романтизма, то не спешу его рекомендовать к прочтению. Но виноват ли акафист или его автор? Не знаю. Не могу сказать. Возможно, правильнее указать на неподготовленных читателей. Иначе и Евангелие может быть виновато в ересях, а не сами еретики.
(Можно в прелести заподозрить и свщмч. Серафима (Чичагова), который сочинял нецерковную музыку (скорее романтического склада), причем зачастую с духовной тематикой.)
В-третьих. Обновленцев Вы здесь вспомнили совершенно зря. Обновленчество это чистой воды политика. У нас в 90-е гг. утвердилось мнение, что обновленчество это некий церковный (богослужебный) либерализм, новаторство. Ничуть. Если посмотреть на факты, их церковная жизнь немногим отличалась (за искючением, может быть, женатого епископата). Поэтому фразу «отвергал какие-либо компромиссы с обновленческими группировками» надо рассматривать именно в политическом контексте.
Так что вопрос нелегкий. Поэтому не удивлюсь, если со стороны окажется, что ответил не совсем удачно (прочитается не совсем то, что я хотел сказать). Но правильнее, мне кажется, поднимать такие вопросы и, осторожно и внимательно относясь к ним, постараться их понять, нежли замалчивать.
Поэтому прощение Ваше излишне я только благодарен за вопрос.
А с «упертыми» действительно будьте осторожны: чтобы кого-то спасти, надо самому хорошо плавать, иначе и не спасешь и сам утонешь.
Помоги Господь чутко относиться к наследию наших предков по вере и дай Бог разуметь, где Правда.
P.S. Практически сразу после написания ответа наткнулся на информацию, что его любил читать в последнее время перед кончиной старец архим. Иоанн (Крестьянкин). Но вот для него это могло быть вполне реальной молитвой про себя: он сызмальства верил в Бога. И это также к вопросу о прелесности
|