Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Александр Б. / г. Москва
03 Октября 2008

Вопрос:

Бог в помощь, отец Димитрий!
Очередной мой вопрос к Вам: с некоторых недавних пор я узнал, что, читая молитву ПО ПАМЯТИ какому-либо святому, когда рядом нет его святого образа (иконы, фотографии), и поэтому смотреть на его лик невозможно (т.е. читая молитву не келейно, не в домашних условиях, а, скажем, в метро), не следует мысленно представлять зрительный образ этого святого, а лишь следует сосредоточиться на словах возносимой ему молитвы. — Это понятно. Вопрос мой следующий: если в отсутствие святого образа (ведь разные бывают жизненные обстоятельства и нужды) читать молитву ПО ПАМЯТИ, то можно ли при этом мысленно представлять хотя бы сам печатный текст молитвы, т. е. умозрительно, «глазами» следить «слово за словом, строка за строкой» за ее прочтением? Будет ли это означать то, что нам рекомендуют святые отцы: устранять свою рассеянность при чтении молитвы посредством сосредоточения своего ума на словах молитвы?
Заранее благодарю.
Ангела Хранителя Вам, отец Димитрий!

отец Димитрий
04 Октября 2008

Ответ:

Благодарю за добрые пожелания, дорогой Александр!
А что касаемо вопроса — да, действительно, есть такое замечание о том, что не надо представлять икону того, кому ты молишься. И это вполне логично: молитву мы возносим Богу, Божией Матери, святым, а не их образам (иконам), а икона — только помошник (кроме догматической подоплеки). Образ не тождественен самому святому, поэтому попытка представить образ, когда его нет, в таком случае путает молящегося: вместо молитвы святому у него может получиться молитва его образу.
Соответственно, не вижу ничего плохого в данном случае: ведь представление слов молитвы святому не аналогично тут представлению его образа — в первом случае сосредотачиваешься на словах молитвы, а во втором случае может сосредоточиться не на святом, а на своем представлении о нем, т. е. впасть в прелесть.
Помощи Божией в молитве.