Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Наталья
12 Ноября 2008

Вопрос:

Здравствуйте, батюшка, отец Димитрий!
Слышала, что человек может дойти до такого состояния, при котором его уже нужно отчитывать (не знаю, правильно ли употребила этот термин?)Как же так случается, батюшка? Хотя, впрочем… и сама недавно испытала такую маяту на душе, такую тяжесть и выходящие из этого уныние,почти невыносимый гнет, душевные метания, что подумала: «а вдруг ничего больше не поможет, кроме этого…» Но не решилась ни к кому обратиться (духовника у меня нет), да и не знала, как. Но Бог милостив, через некоторое время отпустило, справилась сама.
Объясните пожалуйста, как так бывает; что может определить меру, при которой человека надо отчитывать? Это ведь помогает? Или опять же: если в тебе Христа нет и нет желания с ним рядом идти, то не поможет уже ничего?
А вот еще, батюшка, столкнулась с таким вот мнением о человеке: «Это страшный человек. Старайся с ним не общаться. Почти прямой служитель сатаны» Причем услышала от того, кого давно знаю и доверяю, кто понимает и живет в христианстве куда больше моего. Что же это такое, батюшка, как же так… Это ведь так страшно, если на самом деле так и есть… Но как распознать? А с другой стороны — можно ли вообще вот так охарактеризовать человека, КАК ЖЕ (!) он должнен был себя проявить, и наверняка не один раз? Нет, никак не могу понять
С уважение, Наташа

отец Димитрий
16 Ноября 2008

Ответ:

Если иметь в виду, что, совершая грех, мы даем возможность бесу проникнуть в нас, то в этом смысле все мы, люди грешные, бесноватые, в какой-то мере. Однако беснование беснованию рознь и есть принятая, так сказать, терминология: бесноватый в полном смысле этого слова — это не просто всякий впадший в грех человек, а тот, который беса впустил настолько, что бес практически и совсем полностью завладевает человека и это проявляется очень и очень явно, как например в том, что человек может говорить не своим голосом, издавать вообще нечеловеческие звуки, делать странные вещи и т.д. и т.п., при этом человек явно не контролирует себя, т. е. прямо видно, что в него кто-то вселился и этот «кто-то» — отнюдь не Ангел Света. И вот таких вот людей и отчитывают, иначе это называется экзорцизмом, т. е. изгнанием беса.
Но маяту, душевные метания, уныние или даже впадение в тяжкие грехи считать беснованием, которое подлежит отчитке неверно. Мало того — опасно. И уже немалое число священников выражали беспокойство по поводу того, что на отчитку нередко попадают те люди, которым она не просто ненужна, но и может повредить: человек со слабой психикой (но не бесноватый) может, так сказать, подхватить вирус беснования, заразиться тем, чего у него не было. И я встречал подобное, когда человек вполне владел собой — владел до тех пор, пока по случаю не попал на массовую отчитку, в результате которой с ним стало происходить то, с чем он совладать не мог.
Мне кажется, что нередко в желании отчитки скрывается все то же нежелание человека нести свой крест, признать свои грехи и самому с Божией помощью бороться с ними и попытка переложить их на кого-то (священника-экзорциста), проявив маловолие, малодушие: что я могу сделать, если бес мной завладел? В этом смысле здесь есть параллель тому, как происходящие с ним скорби, напасти человек связывает не со своими грехами, а списывает всё на «сглаз».
И вот это действительно страшно: как говорится, «кто кем покорен, тот тому и раб», — получается, что человек ищет повода покориться бесу, признать свое поражение, — и это действительно страшно.
На всякий случай подчеркну: я это говорю не о тех, кто действительно, увы, бесноватый (их гораздо меньше, чем представляется), а кто именно ищет отчитки. И абсолютно правильно: «если в тебе Христа нет и нет желания с Ним рядом идти, то не поможет уже ничего».



На счет «страшного человека» мне сложно что-либо сказать — я его не знаю. Могу сказать, что действительно есть люди, которых стоит остерегаться по каким-либо причинам, однако есть разные градации. Ну, например, если ты толком Евангелия не знаешь, церковной жизнью не живешь, то опрометчиво пытаться вступать в дискуссии с сектантами, наивно надеясь их спасти: не их не спасешь да и сам можешь запутаться. Но если ты крепок в вере, то много можешь сделать и тем, кого кто-то может назвать «пропащим». Можно ли языческого жреца назвать служителем сатаны? Можно, памятуя о том, что языческих идолов ассоциировали с бесами. Однако вспомним известную историю, как языческий жрец принял христианство, потому что человек ПООБЩАЛСЯ с ним воистину по-христиански.
Так что, повторяю, мне сложно ответить, как и что в данном случае. Однако если и остерегаться, то уж никак не боятся, не трусить: ведь кто на нас, если Бог с нами?
Желаю крепости духа — и тогда никаких вопросов об отчитке в отношении себя не возникнет и никакое общение не повредит.