Ирина 04 Декабря 2008 |
Вопрос:
Благословите, отец Димитрий!
Скажите пожалуйста, если я примерно 2 раза в месяц стараюсь исповедоваться и причащаться, но все равно бывают забытые грехи или грехи очень давние. Возможно я каялась в них когда-то, но точно не помню. Можно ли каяться в одном и том же грехе несколько раз? Я уточню, что я не о том грехе. который я исповедовала, а затем повторила и снова исповедовала
И еще, подскажите пожалуйста, на исповеди лучше рассказывать что именно произошло, всю суть ситуации или лучше просто четко называть грех например воровство, или рассказывать что и где украл?
Спаси Вас ГОсподи, батюшка! Спасибо!
|
отец Димитрий 09 Декабря 2008 |
Ответ:
Бог да благословит, Ирина!
Вообще, если ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО покаялся в каком-либо грехе, то удивительно каяться в нем еще раз: ведь Господь уже простил, что ж, ты не веришь, получается?
Однако, когда ты наносишь себе рану, ты можешь понять, что сделал неправильно, но рана от этого тотчас не заживет, а может еще долго затягиваться, и ныть, и болеть. Поэтому надо различать покаяние как собственно отпущение греха и покаяние как сожаление, переживание о грехе.
Другой момент. Человек ВРОДЕ БЫ покаялся, т. е. сказал на исповеди, сказал, может быть, честно, однако настоящего глубинного осознания греха, а, соответственно, и настоящего покаяние не было, поэтому его этот грех может продолжать мучить: «заноза» не вышла совсем или вышла не вся. Тогда если настоящее понимание пришло стоит покаяться, действительно покаяться во грехе, а не рассказать о нем. Если «точно не помню» это в какой-то мере признак того, что покаяние по-настоящему в этом грехе не было: настоящее покаяние точно не забудешь. Возможно, стоит обратить внимание на то, какова исповедь: часто человек какой-либо грех понимает скорее головой, нежели сердечным покаянием, однако спешит принести к исповедному аналою все, что знает голова, но не познало еще сердце, отсюда нередко и случаются подобные вопросы.
На исповеди чаще советуют говорить кратко. Я бы предложил несколько другой (как может показаться) критерий. Исходить надо из того, чтобы не было лишних слов, но их было достаточно для того, чтобы ты покаялся в полной мере. А это зависит как от конкретных исповедников они разные, так и от конкретных обстоятельств и от конкретного греха у одного человека они также могут быть разными. Поэтому одному (или: в одном случае) достаточно покаяться просто одним словом, например, «воровство», а другому, чтобы в полной мере покаяться, необходимо сказать нечто более подробное. Так что я бы не зацикливался бы на дилемме «кратко пространно», а исходил бы из потребности: как тебе и именно сейчас необходимо сказать, чтобы покаяние было нелицемерным. Думать надо не о том, чтобы было краткое или не краткое покаяние, а о том, чтобы оно было.
Помоги нам Бог действительно каяться, действительно избавляться от грехов своих.
|