РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)
По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.
Андрей Соколов 04 Декабря 2008 |
Вопрос:
Здравствуйте, дорогой отец Димитрий!
С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы Вас!
Очень благодарен Вам за содержательный ответ! Кроме того, я иначе взглянул на проблему отношения к святыне. Раньше как-то я об этом не задумывался
А ведь и в этом таилось лукавство: получается, я был склонен думать о людях плохо, подозревая их в суеверии, а выяснилось, что вполне обоснованно можно думать иначе, считая, что это лишь искажённое благоговение, которого лично мне так не хватает
В этот раз беспокою Вас вот по какому поводу
К сожалению, совершать полное утреннее и вечернее молитвенное правило не удаётся по причине лености, разумеется, всё остальное отговорки. И вот я, когда куда-то иду или еду, то есть в те моменты, когда голова моя не занята (о сердечной молитве я уж молчу), я начинаю молиться. Уже привычно, по дороге от дома до университета (10 минут) читаю (и пытаюсь молиться) трижды Отче наш, Богородице Дево и Символ веры это называется Серафимово правило, если не ошибаюсь. Сперва всё было хорошо, я радовался, что хоть так молюсь. А потом пришло смущение да я могу думать о совершенно посторонних вещах даже на «Богородице», а уж прочитать про себя Символ веры, не отвлекаясь это едва ли для меня возможно. И затаились лукавые мысли бросить?.. Я пришёл к выводу, что молитвы нужно продолжать, но следить за собой больше и прилагать усилия, чтобы не рассеивалось внимание. Это первое.
Второе. Часто я молюсь за совершенно незнакомых людей. К примеру, кондуктор в трамвае на кого-то злиться, раздражается, я за неё молюсь. А теперь уже и просто, стоит мне сесть в трамвай, маршрутку или иной транспорт молюсь за водителя, кондуктора и всех попутчиков сразу. Вот сейчас это написал и понял, как это плохо звучит, мне совершенно не нравится это. Сегодня, слава Богу, задумался над этим и решил, что нужно себя останавливать не молиться, считая себя недостойным и не имеющим смирения для молитвы.
Третье. Мой друг сегодня спросил меня: что ты думаешь по поводу того, что я духовно возрастаю, начинаю молиться за своих близких людей около 50 человек, потом скатываюсь и перестаю молиться, потом поднимаюсь, начинаю опять и
опять скатываюсь. Я сказал ему, что, вероятно, у него нет духовных сил молиться за многих людей, поэтому или нужно держаться изо всех сил, быть твёрдым или он так и будет падать и нужно сократить список. В конце я добавил то, с чего мне надо было начинать: «Нашёл кого спросить
».
Четвёртое. Вероятно, давно мне нужно было обратить внимание на этот вопрос о молитве. Потому что, к удивлению моему, уже несколько человек просили моих молитв, причём я (возможно, по гордости) ощущал, что просят именно моих молитв, как будто они «много могут пред Господом». Разумеется, такие мысли я гоню от себя, но не приняло ли их сердце, незатворённое молитвой Иисусовой, ведь иногда я ловлю себя на мысли, что молитва моя о ком-нибудь (случайном) как снисхождение до него, такого далёкого от Истины, от Церкви
Как противен я себе становлюсь, когда вижу это своё расположение сердечное
Что Вы об этом думаете? Правильны ли мои заключения и какой оптимальный вариант здесь может быть?
Заранее благодарю за ответ!
|
отец Димитрий 11 Декабря 2008 |
Ответ:
Дорогой Андрей, отвечаю по порядку.
1. Если не получается именно по причине лености, т. е. греха, то правильнее было бы постараться этот грех исправить, а не пытаться обойти его: если оставить его за спиной, то он все равно проявится и будет мешать. Однако то, что в транспорте ты в принципе молишься, это дело хорошее. И вывод тоже правильный: надо не бросать (вот как раз «логичный» путь, когда не борешься с ленью на утреннем правиле), а бороться, чтобы было так, как дОлжно.
Кстати, распространенная ошибка, касаемая так наз. Серафимовского правила (Серафимова правила, правила прп. Серафима Саровского): оно заключается не в том, что надо прочитать-помолиться трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и Символ веры, а в том, что надо прочитать-помолиться трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и Символ веры, а потом непрестанно весь день молиться. Так что не такое уж оно короткое и простое, как многим думается.
2. Я не знаю, что там плохо звучит, но мне кажется, молиться в подобных случаях вещь замечательная и правильная. Другой вопрос, что опять-таки необходимо следить за собой, чтобы не извратить доброе. Надо помнить, что дьявол паразит: не умея ничего создать, он паразитирует на добре. И если мы будем занимать некую «политику уклонизма», то, в конце концов, вообще не сможем прикоснуться к добру ведь дьявол всякое добро пытается извратить.
Поэтому я бы посоветовал не бросать молитвы ЗА НУЖДАЮЩИХСЯ В НИХ. Мы молимся не по «достоинству», а по любви, а любовь рождает потребность творить добро, так как же ты будешь душить ту добрую потребность, которая в тебе есть? Так ты можешь себя «смирить» до того, что задохнешься. Если будешь молиться по потребности по любви, молиться искренно, а не идейно, то ничего плохого (тщеславия и т.п.) не родиться в тебе, а если и попытается родится, то с этим сорняком сможешь справиться. Не переусердствуй в «идее», в работе мозга и все будет хорошо.
3. Важно не количество, а качество. Но желательно не количество низводить до качества, а качество возводить к количеству: страждущих, нуждающихся-то много.
4. Еще раз: не переусердствуй в «идее», смотри, чтобы мозговая деятельность не превалировала над сердечным деланием, во всем должна быть мера. В тебе немало искренности (разумеется, это совсем не тождественно наличию святости), но если будешь черезчур усердствовать, то простые вещи сам же усложнишь до уровня неразрешимых проблем. Думай, размышляй, но «не ломай головы», а то а то сломаешь и душу.
Помоги тебе Бог.
|
|
|