отец Димитрий 12 Февраля 2009 |
Ответ:
Добрый день, Марина
Первый раз такое слышу о празднике Сретения. Вообще же, если задаваться простыми вопросами «зачем?» и «почему?», многое само собой проясняется.
Так, что касается причастия без поста, речь можно вести о неделе после Пасхи, когда поститься не полагается.
Человек становиться перед дилеммой: перед причастием постяться, но с другой стороны, пост не положен, как же быть, если хочешь причащаться? Кто-то решает, что причащаться нельзя, кто-то что можно, но все-таки постясь,
а кто-то что надо причащаться без поста. Кто же прав? Да все и
никто. Просто подход должен быть другой.
Зададимся вопросом: ПОЧЕМУ нет поста по церковному уставу? Да потому что Пасха Радость радостей, поэтому пост неестественен? НО НО это может по-настоящему понять тот, кто к Пасхе пришел, т. е. прожил Великий Пост нелицемерно и вкусил этой Радости, приобщился к ней и, естественно, причастился. Если же нет, то для тебя эти установки о посте-непосте
формальны, ты им довольно-таки чужд, а следовательно, под вопросом и твое причащение по этим законам.
И зададимся другим вопросом: ЗАЧЕМ постяться перед Причащением? Чтобы как следует сосредоточиться, как следует подготовиться к этой встречи со Христом. А значит, дело не в самом постничестве, а в подготовке, пост лишь средство, помогающее ей. А значит, он не такое уж неприменное условие и при нормальном духовном устроении его может и не быть. Следовательно, повторяемся: человек, по-настоящему вкусивший Пасху, человек, осознающий, что такое Причатие хоть с постом, хоть без него, такой человек может причаститься и без поста, ЕСЛИ без поста сохранит эту ответственность перед Причащением и сможет также серьезно к нему подготовиться, как если бы постился. К этому можем вспомнить, что в глубокой древности христиане не имели обязательного поста перед Причастием, а держали обычные, пологающиеся церковным уставом посты (те же среду и пятницу). Однако ж они и причащались не так как сейчас раз в месяц, а то и раз в год. А ведь нередко пытаются причаститься в это время без поста люди малоцерковные, которым просто лень поститься, что просто анти-нормально.
Поэтому существует и третий вопрос: а полезно ли это тебе? Если ты живешь нормальной церковной жизнью, то ты вполне можешь причаститься и без поста, в конце концов, главный пост не в еде, а в душе, а этого церквный устав не отменяет. Если же нормальности нет, то либо причащайся с постом, чтобы хоть как-то помочь себе подготовиться, либо лучше не причащайся, чтобы на тебе не сбыдись слова апостола: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и
немало умирает».
Да не будет так с нами, помилуй нас Бог!
|