Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей Соколов
16 Февраля 2009

Вопрос:

Здравствуйте, отец Димитрий!
Поздравляю Вас с праздником Сретения Господнего!
Очень благодарен Вам за ответ на моё предыдущее письмо, как и за всякий Ваш ответ на всякое моё письмо!
На днях обсуждали с другом вопрос душеполезных дел и благословения на них. Я упомянул, что читаю Псалтирь, он спросил, брал ли я на это благословения. Я не брал. Тогда он стал рассказывать мне всякие ужасы, мол, писали где-то, что человек, который без благословения читал Псалтирь по усопшему, был обнаружен мёртвым с Псалтирью в руках. Дескать, усопший был так грешен, что после смерти власть над ним заполучили бесы. Не знаю, полезны ли кому-то такие истории, мне они всё-таки кажутся диковатыми. Правда, я вполне допускаю вариант, что заблуждаюсь, потому, что в своём отношении вижу высокомерие: пусть такие сказки читают те, кто не может любить, но может только бояться и быть духовным невеждой. Как будто бы я встал хотя бы на первую ступень — страха Божия… Или о ином страхе — страхе «потерять» Бога, огорчить Его говорится в поучении о ступенях духовного роста?
Рациональное зерно, здесь, конечно есть — на подобные дела надо брать благословение, ведь это не просто «разрешение», но и вспомощестующая благодать, как я понимаю. При этом мой собеседник утверждал, что нужно согласовать и «список» тех, за кого молишься. Возможно, имелось в виду, что без особого благословения нельзя (?) молиться за некрещёных, великих грешников (???) и т.д. В общем-то, у меня возникает недоумение: читая, в том числе, и Ваши ответы на некоторые вопросы, я полагал, что как раз такие люди и нуждаются больше других в молитвах… Не есть ли это очередное лукавство дьявольское, чтобы не возносились молитвы за тех, на чью участь мы, хоть в какой-то мере, может повлиять?
Также возразил я, что странно называть «добрым делом» и тем более «подвигом» чтение Псалтири. Если «вычитывать», то есть совершать механический труд (когда подключаются только ноги, руки, держащие книгу, и язык) — то да. А если же иногда такой радостью сердце исполняется и от псалмов и от молитв, то о каком «труде» или «подвиге» может идти речь???
Итак, постараюсь более чётко сформулировать вопросы:
1. Нужно ли брать благословение у священника на
а) чтение Священного Писания
б) Псалтири
в) иных молитв, кроме положенных утром, вечером и в других случаях
г) земных поклонов


2. Моё отношение к «страшилкам» — это проявление заблуждения, незнания и неблагоговения?


3. Действительно ли важно количество и «качество» тех, за кого мы молимся, например, на «Славах» в Псалтири.


4. Могу ли я просить у Вас благословения на подобные вещи, в частности, на чтение Псалтири?
На всякий случай краткая история: кафизму первый раз прочитал около года назад и потом по кафизме с очень большим перерывом. В последние месяцы бывало, что несколько кафизм в неделю читал. Обычно на «Славах» молюсь о себе, маме (некрещёной), друзьях, просивших молитв и просто о тех, о ком вспоминаю во время молитвы (может быть, иногда более 20 человек), также о своих усопших родственниках (папа умер некрещёным).


Заранее благодарю Вас за помощь!

отец Димитрий
22 Февраля 2009

Ответ:

Дорогой Андрей! Отвечаю попорядку.
1. Подобные вопросы я обычно корректирую так: не НУЖНО, а МОЖНО. У нас нередко проявляется тенденция монашескую аскетическую практику перенести на жизнь мирянина. Это шибочно и даже скорее невозможно. Благословляться на каждый шаг и каждый «вздох» — это монашеская практика. Монах имеет (должен иметь) своего духовного отца всегда рядом и это, так сказать, «технически» несложно сделать. Кроме того, есть своя специфика монастырской жизни, духовного делания, которая весьма отличается от жизни в миру. От непонимания этой разницы нередко происходит то, что называется прелестью. Поэтому во многих случаях благословение в миру берется по возможности и на самые важные дела. А на обычное и естественное для христианина — возможно, но не «нужно». Зачем брать брать благословение на утреннее правило, когда это в принципе «положено»? Другой вопрос, когда у монаха есть специфическое правило, которое регулируется духовником; другое дело, когда ты самостийно начинаешь накладывать на себя молитвенные «подвиги» (в том числе и в виде поклонов) или наоборот имеешь тенденцию к купюрам. А так — зачем? — Можно, не не «нужно». Тоже самое в отношении к чтению Священного Писания, которое нормально для нормального христианина: можно, но не категорически «нужно». Единственно, на чем бы я заострил здесь внимание, — на чтении специфических молитв: у нас появилось столько странных молитв, что лучше сначала благословиться на их чтение, чтобы не вляпаться (напр., это касается так называемого «правила схимонахини Антонии» (у нас, кажется, есть о нем в библиотеке сайта), которое с Православием имеет мало общего).
2 ? 3. Отношение к «страшилоком» совершенно правильное. Подобные вещи свойственны скорее магическому сознанию, в результате которого получается, что дьявол, силы зла сильнее того, кто старается жить по-Божьи. А ведь Господь говорил нам, что во враче нуждаются не здоровые, а болящие, что христианская любовь и отличается от какой-либо другой тем, что мы мы ее простираем и на врагов. Так что естественно христианину молиться за «врагов» и за «великих грешников». Другой вопрос, чтобы это не было «героизмом», «подвигом», а именно естетсвеной потребностью тебя как христианина.
4. Я не большой сторонник заочных благословений, потому что все-таки нормально давать их не заочно и хорошо зная человека. Но по большой нужде, когда по другому никак, — возможно, если а) я духовник берущего благословение человека, б) у человека нет духовного отца и нет иного выхода.
Вообще же, напоминаю, что общий святоотеческий принцип таков: лучше меньше, но регулярно, нежели очень много, но рывками, когда как.
Помоги Господь.