РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)
По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.
Андрей Соколов 22 Февраля 2009 |
Вопрос:
Здравствуйте, отец Димитрий!
Друзья предложили мне принять участие в научно-практической конференции «Православное просвещение в молодежной среде». В частности, говорили о секции «Я и мы: проблемы общения современной православной молодёжи». Мне долго объясняли, как это важно, что надо говорить о проблемах общения православных друг с другом, с неправославными и невоцерковлёнными людьми
Я сказал, что намного важнее разрешить проблемы общения с Богом и это вызвало восторженную реакцию: «Вот! Это-то и надо! Должна быть бомба!». Вообще, я никогда в подобных мероприятиях не участвовал и в силу лени, и в силу того, что не очень мне это нравится, не чувствую себя готовым говорить о таких вещах на широкую аудиторию. Но всё-таки задумался и стал прикидывать, о чём бы я мог сказать. В моём воображаемом докладе я бы обязательно заострил внимание на том, что молиться нужно неспешно, «пока каждое слово не отзовётся в сердце» в общем-то, как и советуют святые отцы. Мне не раз приходилось сталкиваться с этой проблемой. Меня даже (конечно, по-доброму) упрекали, что я слишком медленно читаю, когда мы молились на акафисте. Мой знакомый утверждает, что молиться надо в быстром темпе, что он всё правило за 10 минут успевает прочитать. Нет, ну прочитать-то можно и за 5, а вот ПОМОЛИТЬСЯ?.. Но не буду говорить о важности молитвы, об очень печальной ситуации, когда мы забываем о том, что Бог Живой! Поэтому и молимся часто механически и быстро
Я стал искать высказывания и статьи о темпе молитвы в интернете и был смущён, когда встретил подобные строки: «В некоторых монастырях на выполнение афонского келейного правила (1200) даётся 1 час». То есть 1200 Иисусовых молитв за час. Кроме того, нашёл удивившие меня советы святого праведного Иоанна Кронштадтского, правда, на странице Олега Моленко. А я за 5 минут до этого читал слова отца Иоанна о том, что молиться нужно не спешно. Правда, там говорилось в частности о тех, кто «не стяжал сердечной молитвы».
Это всё большая предыстория, а вопрос очень короткий: как молиться? И более конкретный: в в каком темпе молиться? С удовольствием прочитал «Учитесь молиться» митрополита Антония, хочу перечитать ещё раз, более неспешно и вдумчиво. Какую литературу Вы можете порекомендовать кроме этого? И насколько верна эта мысль: будешь быстро молиться, бесы не успеют словечко вставить. Но, вспоминая историю владыки Антония, можно сказать и иначе: будешь быстро молиться, БОГ не успеет слово вставить
Предполагаю, что ответ будет неоднозначным, поэтому спрошу и так: что, на Ваш взгляд, мне было бы правильнее говорить на конференции?
Заранее большое спасибо!!!
С неизменным уважением,
Андрей
|
отец Димитрий 23 Февраля 2009 |
Ответ:
Дорогой Андрей!
Надо отталкиваться от того, зачем нужна «быстрота» и почему она появляется? В большинстве случаев быстрота означает поспешность и делается ради того, чтобы поскорее закончить молитву. У великих делателей молитвы вполне возможна некая быстрота, но не в ущерб качеству. Тот же митр. Антоний Сурожский вспоминал об одном человеке, который пел молитвы так быстро, что владыка Антоний (тогда еще юноша) в сердцах сказал ему: «Отец Евфимий, Вы украли у меня молитву!» Однако оказалось, что тот настолько впитал за МНОГИЕ годы слова молитв, что при такой быстроте мог осознать слова молтив. Так что подобное возможно. НО НО заметим две вещи. Во-первых, качество молитвы не страдает. Во-вторых, обычно для приобретения подобной быстроты без торопливости и с осознанием требуются ГОДЫ. Поэтому к афонским монахом это может быть применимо, поэтому это применимо и к праведному Иоанну Кронштадтскому, но
но применимо ли это к человеку 18, 20 или даже 30 лет или к тому, кто не давно пришел к Богу, даже если ему за 50?.. Сомнительно. Либо он великий молитвенник
Кроме того, читая некие случаи, наставления, мы забываем, что они давались конкретным людям и часто именно конкретным людям они и предназначались. Так, о. Иоанн Кронштадтский мог чувствовать, что молившегося конкретного человека медлительность провоцирует на рассеянность, а не вживания в слова молитвы. Да и на означенной странице мы читаем: «о. Иоанн предостерегает от торопливости бестолковой, а не от быстроты или скорости, приводящей к сосредоточению, необходимому при молитве, особенно для людей нервных и рассеянных, как я, каковых немало в нынешнее тревожное время, полное забот«.
Поэтому некорректно ставить вопрос: как молиться медленно или быстро? Вопрос не в скорости, а в качестве. Исходи из того, чтобы молиться так, что молитва твоя не была вычиткой слов, а действительно МОЛИТВОЙ разговором с Богом, со святыми, а не »произнесением слов» в их адрес, а темп темп сам определиться.
Однако ж надо не забывать о двух вещах. По молодости (в том числе и духовной) вероятней, что более спокойный темп, нежели тот, что мы назвали бы быстрым. Во-вторых, когда ты молишься не один, то стоит соразмеряться с теми, кто вокруг тебя и подстраиваться под «срединный» темп. Поэтому если ты можешь некое правило прочесть по своей великодуховности за 5 минут, хотя остальные справляются за 1520, то умерь свой молитвенный пыл и снизойди до простых смертных. Если наоборот, ты весьма медлителен, то пожертвуй собой ради других. Если же ты не можешь = не хочешь подлаживаться под других, то то, может, пусть другие почитают?..
Что же говорить ТЕБЕ на конференции не знаю. Важно не только то, ЧТО сказать, но КАК сказать. Есть очень важные вещи, но если ты не имеешь должных сил, то лучше не покушайся на них, а говори о чем-то менее острым, но соответствующем твоему уровню познания и изложения. А бомбы
мы же не революционеры, чтобы их подкладывать
Помощи Божией и разумения при делании молитвы.
|
|
|