отец Димитрий 02 Марта 2009 |
Ответ:
Бог да благословит, Владимир!
Думается, что это личное мнение иером. Димитрия (Першина), которое само по себе противоречиво. Если это действительно «дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации», то и не должно быть никаких фраз типа «воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения», не должно быть никаких условий и по поводу субботы и воскресения.
У самого же о. Димитрия есть фразы положенные в основание воздержания в супружеских отношениях: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе». А то, что важно обоюдное согласие (читай: нормальная церковная жизнь) это несомненно. И если этого нет, то да, есть проблеммы. Кроме того, не будем забывать, что во времена апостолов не было известных нам многодневных постов; постились также свободно, поэтому в отношении наших постов сложно искать какую-то конкретную аргументацию. В конце концов, по той же «свободе» от апостольских времен можно и от наших многодневных постов отказаться в принципе: пусть каждый поститься лично и свободно
Ну а если все-таки помнить о Литургии и о говении перед ней, и о том, что в это говение входит воздержание от интимной близости, то не будет забывать, что собой представляет каждый из многодневных постов говение перед большим праздником, в день которого естественно было и причаститься. Так что одно «но» о. Димитрия (Першина)уже основание для воздержание в супружеских отношениях во время поста.
Есть и еще один аргумент, абсолютно церковный, против мнения о. Димитрия (Першина). Это аргумент-вопрос: почему не венчают во вторник и четверг (или точнее на среду и пятницу)? Да для того, чтобы брачная ночь (интимные отношения) не приходились на постный день! Так что церковный устав вполне ассоциирует супружеское воздержание с постом. (В субботу не венчают, потому что перед воскресением, т. е. перед обычным днем причастия.)
Можно и просто подумать, зачем нужны посты. Есть хорошенько подумать, то легко понять, что супружеских отношений он касается вполне естественным образом. И помочь здесь может казалось бы совсем противоположная вещь. После рождества и Пасхи поста нет, седмицы сплошные, однако все равно не венчают, т. е. все равно полагается воздержание в супружеских отношениях. Почему? Да потому что есть две заповеди любви 1) к Богу и 2) человеку, и первая наибольшая, поэтому естественно для ГЛУБОКО верующего человека так сблизиться с Богом, что что ВОПРОС О ИНТИМНОЙ БЛИЗОСТИ ПРОСТО НЕ ВОЗНИКНЕТ. Из-за этой глубокой близости с Богом кто-то и уходит в монахи: не из-за неприязни к людям вообще и конкретно к женщинам у мужчин и к мужчинам у женщин, не из-за «несчастной любви», не из-за того, что «не получилось», а именно из-за столь глубокой близости с Богом.
Вообще же, мне кажется удивительным, что про супружеские воздержания невоздержания рассуждает монах. Впрочем, это личное дело и, возможно, административная необходимость. Но только, желая облегчить вхождение молодежи в Церковь, можно, так сказать, с водой выбросить и младенца
P. S. от 31 марта 2009 г.: Иеромонаху Димитрию (Першину) сделано внушение от архиепископа Костромского и Галичского Александра за комментарии на тему супружеских отношений в пост.
|