Андрей Соколов 27 Марта 2009 |
Вопрос:
Здравствуйте, дорогой отец Димитрий!
На этих выходных в нашем храме состоится диаконская хиротония рукополагают нашего алтарника. А ещё не так давно рукоположили, тоже во диакона, человека, с которым мы познакомились через интернет. Оба они почти мои ровесники одному 21, другому 27. Как мне следует к ним теперь обращаться? «Отец имярек»? Я так и стал обращаться ко второму, на что он сказал, что ему это непривычно, засмущался
Но не стал настаивать и противиться. Сам я думаю, что всё-таки нужно обращаться так, как я написал выше. Вне зависимости от длительности и близости наших отношений, человек имеет священный сан и я не его лично почитаю (хотя и это тоже должно быть!) а его сан и Самого Христа, чьим образом он является особенно сейчас (тем более, если он станет священником). Какой у Вас опыт размышлений на эту тему? Или, может быть, даже существует определённый этикет? Моя знакомая обращается к мужу-священнику просто по имени. Но тут мне сложно её упрекать, конечно :-). Я это так, к слову, добавляю.
Поздравляю Вас с Великим Постом и прошу Ваших святых молитв, ибо чувствую в них потребность именно в этот неспокойный для меня в духовном плане период
|
отец Димитрий 28 Марта 2009 |
Ответ:
Дорогой Андрей!
Традиционное обращение к священнослужителям «отец (такой-то)». Однако если человеку самому дискомфортно, непривычно это слышать, то, думаю, можно снизойти к его слабости: получив благодать священнослужителя, он, возможно, еще психологически не принял ее. И не стоит спешить, насиловать психику: поспешишь и можешь получить то «отцовство», от которого предостерегал Христос.
Кроме того, дело не в наименовании, а в отношении. Кто-то кого-то (священника) может именовать «отцом», но при этом относиться совершенно не как к священнику (это нередко случается у родственников; впрочем, нередко сам священнослужитель может быть в этом виноват), а кто-то может просто по привычке и по дружбе говорить «Сергий», но уважать сан, который данный «Сергий» носит, уважать почивающую на нем благодать, о чем ты и сам вспоминаешь.
Но, так или иначе, есть сложившийся церковный этикет, который, если им пренебречь, по крайней мере, может ввести в смущение многих. У нас так в храме было. Один раб Божий по нетрезвости своей наговорил «по простоте душевной» так панибратски, что смутил многих. Я-то был готов от него терпеть многое: жалко его, хоть пьющий, но добрый и хоть как-то тянется. Однако я не учел, что нас не двое, поэтому я и виноват, что народ смущался.
То, что неполезно пренебрегать сложившимся церковным этикетом, я это видел и слышал: в итоге очень легко пренебречь и саном, и «отец Сергий» быстро через «Сергия» доберется до «Сереги», а вот выбраться обратно не ради собственно себя, а того служения, на которое ты покусился, не так-то просто
Поэтому если ему, новорукоположенному, еще неловко, то tete-a-tete я бы допустил именовать его так, как ему сейчас удобнее; а со временем привыкнет. На людях же не стоит (об этом же я рекомендовал бы не забывать и твоей знакомой матушке). Да и не думаю, что у других он будет просить игнорировать его «отцовство»
Помощи Божией в посту, я помню и молюсь. Только не будет забывать: на Бога надейся, но и сам не плошай.
|