отец Димитрий 29 Мая 2005 |
Ответ:
Воистину воскресе, Ксения!
Заупокойной Литургией можно назвать те Литургии, которые служатся, например, в родительские субботы. Специфика ее заключается в особом поминовении усопших: кроме заупокойной ектении читаются заупокойные прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и запричастный стих.
Объяснение заказной Литургии в ее названии: это та Литургия, которую кто-то заказывает в связи с какой-либо потребностью (например, именины, годовщина смерти близкого человека, просто желание помолиться
). В общем-то заказной может в таком случае быть и заупокойная Литургия.
Как заупокойная, так и заказная Литургии служатся и по сей день. Однако если заупокойная может быть просто общественной и уставной, то с заказной (заупокойной или иной) дело обстоит иначе. Заказная Литургия это довольно позднее явление, хотя еще и дореволюционное. В общем-то, она противоречит самому смыслу евхаристической службы. Ведь Литургия это именно общественное служение, а не кем-то «заказанное» на, так сказать, «единую потребу». Практика ее, кажется, происходит от бедности: когда нет финансовой возможности храму совершить литургическое богослужение (ведь нужны средства на просфоры, свечи, электроэнергию и проч.), а кто-то может эти расходы взять на себя, но чтобы служилась Литургия ради него. Кстати, и сейчас подобная Литургия скорее удел сельских приходов. Но опять-таки, повторяю, это противоречит духу Литургии: ведь и священник не имеет право служит Литургию просто для себя одного.
Что касается тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя
», то мне известна такая современная практика некоторых православных вставлять слова «благоверному Государю, его же имя Ты веси» вместо «православным христианам». Этим утверждается, что царь есть, хотя имени его нам неизвестно. Мне кажется, что это нелогично. Ну, хорошо. Если есть, тогда кто? Из рода Романовых? Но есть масса проблем с легитимностью тех потомков, которые обретаются сейчас. Тогда не из рода Романовых? Но этим мы действительно должны поставить точку на последней царской династии. Однако это не самое главное. Для того, чтобы БЫТЬ царем, нужно им СТАТЬ, а это не значит только родиться и быть человеком царского рода. Царя не назначали, как, положим, премьер-министра, не избирали, как президента, не провозглашали, как в эпоху государственных переворотов, его у нас МИРОПОМАЗЫВАЛИ. И миропомазывать его должен патриарх. Возникает вопрос: если царь есть, то кто его помазал на царство? Патриарх Алексий? Впервые об этом слышу. Кто-то другой? Но тогда это просто раскол, потому что просто игнорируется право нашего патриарха помазывать на царство
В общем, мне думается, это попытка выдать желаемое за действительное. Да, можно хотеть, чтобы нашей страной управлял царь (император), но оттого, что мы будем утверждать, что он есть, скорее появится не царь, а его подделка. Вспомните по аналогии о втором пришествии Христовом. Господь говорил, что много придут «лжехристов». И ведь действительно приходят. И часто приходят оттого, что кто-то начинает говорить, что второе пришествие уже произошло.
Так что подобная интерпретация этой молитвы мне кажется сродни прелести. Если Вам действительно хочется, чтобы у нас был царь, то усердно молитесь об этом, и не дай Бог Вам полагаться на слухи, которые губили и губят многие души, заводя их просто в обман.
|