Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


Библиотека

священник Димитрий Кулигин. Краткое пояснение о днях венчания.

Необходимое вступление.

В связи с многочисленными вопросами по поводу того, в какие дни можно венчаться, а в какие дни - нет, было решено сделать это краткое пояснение, которое поможет человеку самому понять, когда венчание возможно, а когда нет.

Но во-первых, хотелось бы напомнить, что венчание - это по сути церковная регистрация брака; это не просто какой-то церковный ритуал, это именно благословение на сам брак, это - Таинство, - в том смысле, в каком Таинством является сам брак. Брак есть таинство, а венчание - это его, можно сказать так: это церковный чин, церковное выражение регистрации брака, Таинства брака.

Поэтому все принципы, которые относятся к венчанию, соответственно, можно применить и к регистрации брака вообще. Т.е. в те дни, когда венчание не должно быть по церковному установлению, не должно быть и начала брачной жизни в принципе, даже если венчание по каким-то причинам и не может состояться (напр., ближайший храм находится очень далеко). Напоминаю это потому, что, увы, нередко венчание происходит уже спустя какое-то (порой достаточно долгое) время после регистрации брака, после начала брачный жизни, являясь лишь подтверждением того, что уже состоялось, и когда уже сам день не имеет того наполнения, которое он несет, когда именно венчание по сути является началом брака.

Разумеется, все это касается тех, для кого "Церковь - Мать, а Бог - Отец". Человек с другим мировоззрением может поступать так, как ему заблагорассудится, - это его право. Только если это право идет вразрез с церковными установлениями, то в этом случае необходимо понимать, что православность такого человека ставится под сомнение - им самим…

О днях, когда венчание (начало брака) не совершается по причине праздников.

Суббота (канун воскресения).

По обычаю Русской Православной Церкви не принято венчать во весь год накануне воскресных дней, т.е. венчание НЕ совершается в субботу. Это связано с тем, что воскресение - это традиционный богослужебный день, когда естественно было не просто прийти в храм Божий, но прийти на Литургию и причаститься. А к этому необходимо было подготовиться соответствующим образом. Так что здесь просто естественным образом отдавалось предпочтение первой евангельской заповеди ("возлюби Бога") перед второй ("возлюби ближнего").

Канун больших праздников.

По той же причине не вступают брак накануне великих праздников. Среди таких праздников можно назвать двунадесятые праздники (напр., Троица, Рождество Богородицы, Крестовоздвижение). Также в Синодальный период стали относиться и к дням памяти свт. Николая в в мае, ап. Иоанна Богослова в сентябре (по новому стилю - в октябре) и Казанской иконы Божией Матери в октябре (по нов.ст. - в ноябре)). Такое же отношение может быть и к другим особо чтимым праздникам, среди которых, конечно, можно разуметь и храмовый (престольный) праздник.

В эти дни православному человеку также естественно было причаститься, как и в воскресный день.

Кстати говоря, подготавливались к такой Литургии и Всенощным бдением, т.е. молитвой, которая шла с вечера до утра. Так что жениться просто не было физической возможности вступить в физические отношения: когда ж это сделать, если находишься на общественной молитве?!

О супружеской близости.

Можно возразить, что повенчаться и "отметить" свадьбу можно было бы успеть и до вечера. Однако необходимо заметить, что начало супружеской жизни подразумевает и начало интимных отношений, которые не зря именуются "супружеской ночью", а ночь, повторяю, как раз и была занята иным делом.

Но даже если вспомнить, что ночью-то сейчас практически никто не служит, неуместность супружеских отношений перед Литургией, перед причащением все равно очевидна.

И дело не в том, что интимные отношение - якобы нечто гнусное, греховное, чего не стоит допускать хотя бы перед причастием. Дело в том, что "нельзя объять необъятное", точнее - нельзя объять два важных момента: подготовка к встрече с Богом в Таинстве Причащения и отношения брачной любви, выраженные и в телесной близости (кстати, это касается не только начала брака, но и дальнейших брачных отношений). Вспоминается притча о званных на пир. У одного из званных и отказавшихся прийти к Господину причиной была именно свадьба…

О днях, когда венчание (начало брака) не совершается по причине постных дней.

Канун среды и пятницы.

Не совершается венчание накануне однодневных постов, т.е. накануне среды и пятницы. Это связано с тем, что среда и пятница связаны с теми отнюдь не радостными событиями, которые некогда произошли в эти дни недели: в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христа распяли.

Но почему не венчают не в сам день, а именно накануне? И почему, соответственно, в сам постный день венчают?

На этот вопрос я не могу дать такого ответа, который был бы непреложно подкреплен прямыми и ясными указаниями-объяснениями из древних источников. Однако можно полагать, что объяснение может основываться на двух моментах: 1) церковный день начинается с вечера, 2) придание особой важности не церемонии, не "отмечания" свадьбы, а именно началу интимных отношений между супругами, которые не должны были приходиться на постный день.

Мы сейчас мыслим по-другому, поэтому какие-то вещи нам остаются непонятными. Так, напр., современные православные дотошно ведут счет постному дню от полуночи до полуночи, однако вспомним, что в древности в каждом доме не было часов, ориентация суток скорее шла по солнцу (восход-заход). Касаемо супружеских отношений и постных дней, ни кто в целом не смотрел на циферблат, когда наступит полночь. Да и… в минутах ли или даже часах дело? - Что называется, почувствуйте разницу между буквой (часами, минутами) и духом: зациклившись на букве веры, люди часто не замечают, как вовсю попирают дух веры. К сожалению, у нас вместо необходимых рамок-правил - "буква" до махрового выхолощенного фарисейства (хотя и вместо свободы в духе у нас скорее получается анархия…). Впрочем, эта тема - предмет отдельного разговора.

Другие однодневные посты.

Кроме того, есть еще 2 особых дня, с которыми не уместно связывать вступление в брак. Это день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и день Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Оба эти дня сугубо постные.

Большие посты.

По Номоканону (гл. 50) не женятся и в период больших постов: в Успенский пост - с 14 по 27 августа (по новому стилю), в Рождественский (иначе: Филиппов) пост - с 28 ноября по 6 января (н.ст.), а также в Великий пост, дата начала которого может варьироваться от 15 февраля до 21 марта и дата окончания которого может быть где-то с 3 апреля по 7 мая, и в Петров пост, который длится от 8 дней до 6 недель и который всегда заканчивается 11 июля (н.ст.).

По этому же своду церковных правил христиане также не заключают браки уже за неделю до Великого поста (включая воскресение), неделю (Светлую седмицу) после Пасхи и в Рождественские святки (т.е. до 19 января по н.ст.).

Принципы те же самые: в пост постятся ради Бога, а в святки и Светлую седмицу радуются с Богом и эта радость настолько полна, велика, что уже не вмещает еще какую-либо радость (еще раз вспомним притчу о званных на пир).

(О возможности-невозможности интимных отношений вообще в большие посты можно посмотреть здесь: http://derzhavnaya.spb.ru/talk/answer/846.html.)

В заключение.

Все написанное, как я сказал в начале, вызвано многочисленными вопросами по поводу того, а когда и почему можно или нельзя венчаться-жениться.

Но мне хотелось бы обратить внимание не на сами правила, а на то, что за ними стоит. Ведь они не выдуманы некими церковными дяденьками, а сложились в результате определенных причин и именно важно их понять. Если их (причины) понять, то легче будет понять, почему в такие-то дни в Церкви принято венчаться-жениться, а в такие-то нет. Понять и - принять. Или не принять. И в том-то и дело, что надо ясно понимать: это вопрос не некоего "законничества", а вопрос более серьезный, вопрос веры. В конце концов, его можно поставить так: в твоей жизни главный ты, твое хотение, твое "я" или Бог.

Ведь в какие-то дни Церковь полагает неуместным жениться не ради каких-то "правил", а РАДИ БОГА: ради того, чтобы попоститься ради Него, чтобы порадоваться с Ним во всей полноте.

Однако, увы, эта жизнь с Богом и в Боге остается "за кадром" нашей жизни. И мы скорее обеспокоены некими формальностями, а не духовной составляющей.

Если бы человек по-настоящему переживал Великим постом свое великое покаяние пред Богом, то у него просто бы не возникало бы вопроса, можно или нельзя жениться (или иметь интимные отношения) в период Великого поста. Большинство же возникающих подобных вопросов является "лакмусовой бумажкой" того, что в твоей жизни Бог занимает периферийное место. И удручает-то именно это…

Вразуми нас всех Господь и Бог.



Во избежание недоразумений, пожалуйста, при перепечатке или цитировании делайте ссылку на данный материал.