Многие из участников уже не раз бывали в крестных ходах, поэтому – как наиболее опытные – сразу же построились по чину: впереди братья несли большие иконы, за ними шли остальные братья, а затем шли сестры. Братья запевали, за ними подхватывали сестры, затем снова братья, и снова сестры, и опять братья, и опять сестры… И так попеременно произносимая в такт шагов то мужественными мужскими, то нежными женскими голосами неслась к небу непрерывная покаянная Иисусова молитва. Звучала она как на устах, так и в сердце, прибавляя силы.
Не замедлили появиться и первые искушения: ворота парка оказались закрыты, а в калитку с большими иконами нельзя было пройти, но эту преграду с Божией помощью удалось преодолеть. З первым — второе: милиция, заботясь о нашей безопасности, направляет крестный ход по тротуару, где идти с большой иконой царя Николая II было невозможно из-за ветвей деревьев, растущих вдоль дороги. В конце концов, решено было идти по обочине.
Вот и первый храм и первая остановка на нашем пути — церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная на месте явления иконы в 1826 г. и перестроенная по повелению царицы Александры Федоровны. Эта остановка, думается, определена самим Богом, так как товарный поезд своим неспешным движением надолго преграждает нам путь. И пока вагоны проезжают мимо звучит моление к Божией Матери.
Затем крестный ход двинулся далее. Впереди – раб Божий Михаил и командир подразделения милиции, за ними – раб Божий Александр с крестом, затем – мужчины с иконами цесаревича Алексия. Икон цесаревича было две: одна – из нашего храма Державной иконы Божией Матери, а другая – из церкви Владмирской иконы Божией Матери, что в селе Пискур Вятской области. Первая икона была написана иконописцем Игорем Калугиным и передана в дар детям центра «Гелиос», а вторую к 100-летию со дня рождения цесаревича написал архим. Серафим.
За иконами цесаревича следовали большая икона царя Николая II, икона царственных мучеников и прп. Серафима Саровского, а также множество иных икон, которые несли другие крестоходцы в руках – каждый шел с какой-либо иконой.
Заботу об охране крестного хода взяли на себя администрации и милиция трех районов – Царскосельского, Красносельского и Петергофского, – за что им низкий поклон и сердечная благодарность.
Наш путь проходил по следующим благочиниям Санкт-Петербургской епархии и храмам:
- Царскосельскому (2 храма – Феодоровской и Казанской икон Божией Матери),
- Московскому (храм св. патр. Тихона на Южном кладбище),
- Красносельскому (храмы прпмч. Андрея Критского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»),
- Петергофскому (Троице-Сергиева пустынь, часовни свт. Николая Чудотворца и равноапп. Константина и Елены, храмы равноап. кн. Ольги и апп. Петра и Павла.
Праздник в Александрии должен был начаться 12 августа в 13 часов 15 минут – по дневнику государя-императора Николая II именно в это время родился наследник престола. Поэтому крестный ход должен был прийти к этим часам. От Царского Села до Александрии – 38 км, и в один день пройти такое расстояние было сложно, почему крестный ход и проводился в 2 дня.
Остановку на ночлег сделали в ДК поселка Володарский. Отслужили молебен по поводу окончания 1-го дня пути и панихиду, посвященную памяти Царственного Дома Романовых. После ужина до 3 часов ночи читали акафисты цесаревичу и царю. Затем – короткий отдых.
Утром 12-го августа встали в 5 часов. В храме прпмч. Андрея Критского отслужили раннюю Литургию. Предстоял за Литургией архим. Серафим. Далее, после молебна у храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», крестный ход продолжил свой путь.
Наша дорога шла по монастырскому проспекту, соединяющему железнодорожную станцию с Троице-Сергиевой пустынью. У ворот монастыря, в то время, пока мы пели тропари и величания, произошла смена охраны крестного хода. Нас «из рук в руки» передали милиции Петродворцового района.
От пустыни мы двинулись по Санкт-Петербургскому шоссе до Стрельны, сделав краткую остановку напротив монастырского кладбища – помолились о всех усопших и здесь погребенных православных христианах.
Прошествовав мимо Константиновского дворца к деревянному дворцу Петра I, мы вновь остановились у часовни равноапп. Константина и Елены и поклонного креста на месте храма Преображения Господня – здесь молился еще император Петр I. Трехкратным величанием мы почтили эти святые стрельнинские места.
Затем мы прошли по берегу реки Стрелки к Финскому заливу к небольшой часовенке свт. Николая. В тревожные и страшные дни красного террора 1933-1937 гг. неподалеку от часовни расстреливали «врагов народа». Здесь перешли в жизнь вечную священномученики Философ Орнадский и его сыновья. Тропарем и величанием почтили мы память великого святителя и пошли к Михайловскому парку, где начинается уже отреставрированная часть нижней царской дороги, которая соединяет Троице-Сергиеву пустынь с Александрией и нижним парком большого Петергофского дворца.
По нижней царской дороге шлось особенно молитвенно – в тиши Михайловского и Знаменского парков, вдали от транспортного шума и людской суеты. Проезд по этой части дороги – в парковой зоне – запрещен, поэтому мало кто гуляет по ней. Здесь царство природы, мира, тишины и покоя. Справа и слева от дороги возвышаются красивые, лишь дважды расступаясь напротив Михайловского и Знаменского дворцов, открывая вид на гладь Финского залива (справа) и дворец на холме.
Вблизи каждого дворца расположены храмы: равноап. кн. Ольги – в Михайловском парке и апп. Петра и Павла – в Знаменке. И хотя со стороны нижней царской дороги за деревьями их не было видно, зная место их расположения, мы сделали две остановки, чтобы вознести нашу соборную молитву.
|