Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей Соколов
18 Апреля 2006

Вопрос:

Здравствуйте, отец Димитрий!


Прежде всего, пару слов о себе. Мне 16 лет, я не крещён. Не знаю, почему, но мою маму не крестили (отец крещён). Бабушка и дедушка (по маминой линии) — крещёные (очевидно, не последнюю роль сыграло то, что оба родились до 1917 года…). У меня несколько вопросов.


1. Я слышал, что нельзя крестить человека, если у него некрещёные родители. Мой папа был крещён (Царствие ему Небесное), а мама, как я уже говорил выше — нет. Я сомневаюсь, что она будет креститься — ей уже немало лет, она просто привыкла к такой, нерелигиозной жизни. Можно ли креститься мне, если у меня не крещена мама?
2. Друг рассказывал мне, что во время поездки в Санкт-Петербург, зашёл в Казанский собор и покрестился. Он говорил, что священник показал ему место, куда сходит Господь Бог… Окропил святой водой и надел крестик. Но я слышал, что, кажется, две недели перед крещением нужно ходить на специальные беседы со священником, как-то готовиться… Да и крещение — ведь нужно обнажение и полное погружение в воду или это не обязательно? Слышал я и то, что перед крещением нельзя месяц есть мясо… Я прошу прощения — все эти «слышал» звучат нелепо и, вероятно, очень далеки от истины. Но у меня нет никого из знакомых, кто бы хорошо знал обо всех этих вещах.


3. Моя бабушка умерла 14 октября 2002 года, в Покров Пресвятой Богородицы. А её младшая сестра почти ровно через 3 года — 13 октября 2005 года. Есть ли этому объяснение с точки зрения веры или это чистая случайность? Обе они не были особенно религиозными… Но я часто видел, как бабушка молится за меня и маму — простыми, мирскими словами. Я думаю, она не знала молитв. У сестры же её всегда над кроватью висела маленькая иконка. Но когда я подарил ей на Пасху (пару лет тому назад) две иконы (соединённые в одну), она, разумеется, приняла их с благодарностью, но как-то смущённо и неуверенно сказала, что, мол, она ведь не особенно верит… Нужно непременно сказать, что обе были честнейшими и благороднейшими всю жизнь. Наверное, сам этот факт значит для Господа Бога больше, чем, если бы грешник смиренно ходил в храм и ставил свечи, молился, и всё же грешил?


4. Я не уверен — стоит ли мне креститься. Этому несколько причин. Но главная — я боюсь выразить неуважение многовековой религии (рассуждения светские, но что поделаешь…). Ведь очень небольшое количество людей сейчас соблюдают абсолютно всё, что полагается соблюдать православному христианину. Все «как бы верят». Все празднуют Пасху, при этом не постятся перед нею. Ходят в церковь с непокрытой головой, в брюках (женщины) и т.д. Получается, что крестятся ради спасения своей души, ради защиты. Сами же иной раз даже в храм не ходят.


Современная Церковь относится к этому снисходительно, как мне кажется. «И это не обязательно, и то не так уж важно…» Но как же быть, когда не веришь в первое, в чём клянёшься — что Бог создал небо и землю? Мне многие объясняют, ищут какие-то нюансы, уступки… А я не хочу оскорблять религию и Господа Бога тем, что буду верующим «формально», как и большинство нынче (не хочу никого обидеть, возможно, я не прав). Но также не могу я (во всяком случае, в ближайшие годы) стать человеком, соблюдающим абсолютно всё, что соблюдать нужно. Как же мне быть?


Прошу прощения за столь длинное сообщение. Всё это по незнанию…


Благодарю за помощь и внимание.


С уважением, Андрей

отец Димитрий
18 Апреля 2006

Ответ:

Отвечаю по пунктам.


1. Ответный вопрос: а были ли крещены родители у самых первых христиан? Ответ, кажется, ясен. Единственное «но» может быть в отношении младенцев, но это и логично: маленький ребенок чаще всего полностью зависим от родителей и от их взглядов. Однако 16 лет — это уже достаточный возраст для построения личных отношений с Богом.


2. Полностью согласен с такой постановкой: ко крещению необходимо готовиться. В древности готовились даже по несколько лет. Это называется катехизацией или оглашением. Сейчас катехизический срок бывает разным: где год (например, у нас в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе очень крепкие катехизические курсы, где такой срок бывает), где 2—3 недели, где считанные дни. Но все-таки оглашение должно быть. Друг явно не был готов ко крещению, поэтому алтарь для него оказался некиим местом, «куда сходит Господь Бог» (видимо, это был момент воцерковления, в самом конце). Увы… Многие, став действительно церковными людьми, потом очень жалеют, что покрестились подобным образом — ничего толком не понимая. Увы… Но часто люди сами не хотят ничего знать, относясь ко крещению, как к некоему «праздничку», «традиции» или даже магическому обряду — крестятся, чтобы легче жилось. В общем, отношения, наподобие магазинных: подешевле и попроще. У нас, например, крещений из-за этого не так много. Приходит (или звонит) человек и в 1-ую очередь зачастую спрашивает, сколько стоит. Я порой отвечаю, что таинство бесценно. Человек напрягается, видимо, думая, что сейчас батюшка заломит цену. Поясняю: так бесценно, что и цены-то нет, т. е. бесплатно; если же человек что-то хочет пожертвовать, это его личное дело и совсем необязательно. Пришедший (звонящий) расслабляется и готов креститься хоть завтра. Но ту ему начинают докучать вопросами: а понимает ли он? а читал ли он? а есть ли крестные? а они действительно верующие или так — кое-как?.. И часто человек предпочитает попытаться найти место, где бы отдал какую-нибудь пусть и солидную сумму, но чтобы без всяких поучений и побыстрому… Увы. Мне кажется, это наследие советского времени, когда было не до оглашения, когда крестили поистине в катакомбных условиях, рискуя жизнью.


Что касается полного погружение, то это было бы очень хорошо, но, к сожалению, не всегда возможно по техническим причинам. В таких случаях допускается крещение через обливание. О мясе, — вероятно, речь идет о посте. Пост может быть разной продолжительности. Например, в древности традиционно крестили к Пасхе и на Пасху: человек готовился (в том числе и постился) весь Великий Пост, а потом крестился, чтобы встретить Великий праздник полноправным членом Церкви.


А со «слышал» надо действительно быть очень осторожным: часто система наподобие ОБС (одна бабушка сказала) распространяет такую информацию, что в ужас приходишь.


3. Я бы не старался в совпадениях дат искать мистические параллели — опасно. Что же касается самих бабушек и их отношений с Богом, то напомню Евангелие. Есть две евангельские заповеди: 1-ая и основная — возлюби Бог, 2-ая и только подобная — возлюби ближнего. Так что главная оценка — это все-таки отношение с Богом. Можно делать все вторичное, но — «единого ты не докончал», одного, но самого важного. Однако я не могу их судить — Бог им судья. Но призвал бы молиться за них крепко. А на счет ходящих смиренно в храм грешников спрошу: кто лучше — тот, кто может исправиться, но не делает этого, или тот, у кого сил вроде бы нет, но он все-таки худо-бедно пытается. Так что вопрос в том, старается ли человек или нет идти к Богу через тернии грехов. А грешники — так все мы грешные! Еще в Ветхом Завете Бог сказал: одежда праведного (с человеческой точки зрения живущего честно и благородно) предо мною, как испачканная одежда. И разница между грешниками такова: один действительно кается, другой же по-настоящему не кается или не кается вообще, — а «все же грешим» все мы.


4. А я уверен — креститься надо. Другое дело, что — еще раз выражу согласие — лучше осознанно, а не формально. На счет же неуважения «многовековой религии» спрошу: а что такое «соблюдать абсолютно всё, что полагается соблюдать православному христианину»? Боюсь, что за этими словами стоит фарисейский подход — соблюдение по букве, а Христос-то учил верить по духу, отправной точкой чего является любовь — к Богу (к конкретному Богу, а не к некоему богу вообще) и к людям, такая любовь, какую проповедовал Христос (но здесь правильней просто почитать Евангелие — те места, где говорится о любви). Но то, что есть такая боязнь — это очень хорошо; скажу даже вещь, которая может показаться парадоксальной: именно на основании этой боязни я говорю о большой готовности ко крещению — так и надо подходить к вере: серьезно и бережно. А по поводу «всех», которые «как бы верят», — Бог им судья. Но если, скажем так, в гости к Богу заходят те, кто Его совершенно не ценит, то это ведь не дает основания не приходить к Нему тем, кто действительно серьезно к Нему относится, правда? Так что оскорблять Бога формализмом действительно не стоит, но ошибка здесь в том, что под неформализмом понимается некий набор правил.

 В общем, еще раз повторю: Андрей, ты гораздо более готов быть среди верных чад Божиих, чем тебе кажется? Может быть, и совсем готов, но так, заочно, сказать не берусь.


Прощение же просить не стоит: в данном случае совсем не за что. Я буду рад помочь ликвидировать незнание — это не самое сложное в вопросах веры.


Помоги Бог стать другом Божиим. О. Димитрий.