Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Алексей
21 Ноября 2006

Вопрос:

Уважаемый о.Дмитрий, ответьте пож-та на вопрос, по возможности.


Л.Толстой — еретик. Но он написал «Война и мир».
Как говорят, Д.Леннон продал душу лукавому и за это писал гениальные песни.
Можно читать (слушать) произведения еретиков?
Ведь, наверное, произведения их самодостаточные и гуманные (сами по себе)?

отец Димитрий
22 Ноября 2006

Ответ:

Здравствуйте, Алексей.


Когда говорят о чтении (слушании) еретиков, часто в ответ возникает аналогия: зачем пить из мутного источника? Это 1-ое, над чем задумайтесь.


2-ое. Когда мы говорим о еретике, мы говорим только о том, что он имеет взгляды, которые не соответствуют Божественной истине, хранимой Церковью. Однако из этого не вытекает, что еретик не может быть одаренным в чем-либо человеком, в частности, в музыке, в литературе.

Лев Толстой был признан еретиком, другими словами, Православная Церковь сказала: этот человек в своих религиозных взглядах не является православным — и все. Никто не сказал, что он бездарь или еще что-либо. Просто Церковь оповестила всех, что он не православный. Оповестила, чтобы никто не подумал иначе, т. к. до анафематствования он православным считался.


Но отвлечемся от Л.Толстого. Скажите, Вы где-нибудь слышали от лица всей Церкви высказывания, что все неправославные деятели искусства плохие и их нельзя читать, слушать и т.п.? Я — нет. И Вы, думаю, тоже. Кому-то нравится музыка Баха или Вагнера, кому-то — стихи Рабиндраната Тагора или Гете, кому-то картины импрессионистов или архитектора классицизма… Но при этом человек остается православным, хотя осознает, что тот или иной творец католик, протестант или даже не христианин. Вот если бы кто-то из них в своих произведениях коснулся религиозной темы, то да, православный человек четко должен понимать, кто перед ним: православный или нет. Мы можем воссторгаться вообще готикой, но не быть согласным с ее духовной подоплекой. Однако для этого надо самому понимать, что к чему в вере, в творчестве, в искусстве. А если пониманиянет, то можно и не рисковать читать, слушать то, что может навредить. Это как с запахами: взрослый человек различает не только ароматы и зловония, но и то, что может быть сладко для обоняния, но являться ядом; младенец же вдыхает без разбора все, что вокруг, поэтому может отравиться.


Что касается Джона Леннона, то его еретиком Церковь не называла, потому что он никогда не находился внутри Церкви, а всегда вне Ее. Но это не означает, что на этом основании теперь мы преспокойно можем слушать всех. Если Вы знаете, что тот или иной творец продал душу дьяволу, то может ли его творчетсво быть по-настоящему добрым? Зайдите в магазин, найтите какую-нибудь еду в красивейшей упаковке и почитайте состав этого продукта. Упоаковка может быть замечательно красивой, даже вкус может быть прекрасным, но пища, состоящая наполовину или голой химии просто травит Ваш организм. Так и творчество тех, кто в той или иной мере продал душу дьяволу, может быть ядом в красивой упаковке и с ароматным запахом. Кстати, вспомните такое выражение: «дьявольская красота». Это Вам о чем-нибудь говорит?


А на счет самодостаточности и гумманности… Слова умные, но что они означают? «Самодостаточное» не тождественно «хорошему». А ради гуманизма за последние 300 лет было пролито столько крови человеческой, что от такого «гуманного отношения» к человеку можно содрогнуться.