Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Александр / г. Москва
05 Декабря 2007

Вопрос:

Благословите, батюшка!
Очень, все-таки, хочется мне окончательно, раз и навсегда определиться с вопросом о кошерности продуктов питания и прочей продукции. Вредна ли для души (в первую очередь) и для тела православного христианина эта пища, в том числе как та, на упаковке которой проставлен знак кошерности, так и та, на упаковке которой его нет, но которая на еврейских сайтах значится как однозначно кошерная? Одно дело — кошерное мясо (естественно не в пост), которое я однозначно есть не буду, если узнаю, что оно кошерное, исключительно по причине того, как осуществляется убой скота у иудеев. И другое дело — все прочие продукты. Неужели когда я ем ту же консервированную фасоль (см. список кошерных продуктов: http://jewish.msk.ru/klist.htm#S), предварительно прочитав молитву перед вкушением пищи и осенив ее (фасоль) крестным знамением, я приношу вред своей душе? Неужели налагаемое мною на еду крестное знамение не имеет силы против иудейских заклинаний, прочитанных раввином на заводе, который изготовил эту фасоль? И насколько достоверна информация о кошерности даже хотя бы тех продуктов и изделий, которые я выделил красным цветом в прилагаемом файле (полный список дан на интернет-странице, открываемой по вышеуказанной ссылке)? Но последний мой вопрос — второстепенный, главный — о крестном знамении. По мнению православного историка М.В. Назарова, если православный по незнанию покупает и потребляет кошерные продукты, то они вреда его душе не наносят, а если знает, что они кошерные, но все-таки покупает и потребляет их, тогда он тем самым губит свою душу, пускай даже и осеняет их с молитвой перед тем, как вкусить их, крестным знамением. Очень бы хотелось услышать от вас подтверждение моего мнения о том, что христово крестное знамение и в данном вопросе имеет такую же свою силу, как и во всем остальном.
Очень жду вашего ответа.
Да благословит вас Господь на все доброе.
р.Б. Александр
г. Москва
P.S. С приятным постом вас, батюшка, и передайте, пожалуйста, поклон при случае  о. Александру Захарову. Я вас года 1,5—2 назад спрашивал о нем. В Москве он, наверно, не бывает. А очень хотелось бы поговорить с ним о многом. Поминаю его святое имя в своем утреннем правиле.
Дублирую это свое послание обычным способом: по электронной почте.

отец Димитрий
06 Декабря 2007

Ответ:

Дорогой Александр! На Ваш вопрос давным-давно еще ответил апостол Павел.
Говоря о идоложертвеной пище (а кошерность все-таки исходит из ветхозаветных представлений о Боге, так что идоложертвенное, по-видимому, в данном случае даже существеннее), говоря о идоложертвенном, он пишет: «об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. <...> Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:4—8).
Т.к. Бог наш — «Бог богов», то твердо верующему в Него никакая пища или что-либо еще, относящееся к «богам», к другим религиям, не причинит вреда, главное — чтобы вера была настоящая: С нами Бог — разумейте народы и — покоряйтеся.
Действительно, неужели неужели молитва, крестное знамение верующего не может изгнать что-либо нечестивое из банки фасоли или горошка, из куска мяса или рыбы.
Однако в этом вопросе есть и свои нюансы.
Во-первых, речь может идти о исповедании веры — когда вкушение какой-то пищи может быть расценено как преобщение к культу какой-либо нехристианской религии. Вот поэтому христиане отказывались есть идоложертвенное и шли за этот отказ даже на смерть, когда от них требовали съесть пищу в качестве акта приобщения языческим богам.
Во-вторых, это может соблазнить немощных в вере, которые не понимают еще о свободе, выражаясь языком ап. Павла (см. ту же главу). И в этом случае не стоит есть.
Не стоит есть, если и веры-то настоящей нет. Тогда вера в действенность других религий для таких людей реальна и такие, «с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется » (ст. 7).
Итак, ничто не повредит твердо верующего в истинного Бога, но: надо действительно верить и понимать, что есть и исповеднический момент и момент соблазнения кого-либо, что тоже надо учитывать.
О себе в этом отношении скажу так. В храм иногда приносят на канон так называемые «Махариши», которые производятся организацией, которую мы называем сектантской и у которой есть обычай пищу посвящать своему «богу», а значит, и эти самые «махариши». Но люди этого не знают и просто хотят сделать приношение, пожертвование в церковь — от доброго сердца. И я это съем, вменяя ни во что языческое посвящение их божеству. Но если данная организация будет подобные вещи от своего лица предлагать эти «махариши» мне, то я откажусь.
Кажется, я ответил примерно так, как Вы и хотели, и надеюсь этот далеко не самый главный вопрос Вас, Александр, мучить не будет. И да поможет нам Господь твердо верить в него.
P.S. C о. Александром Захаровым я не виделся уже порядка двух месяцев, но постараюсь передать известие от Вас, — как я видел, он подобные вещи принимает с благодаростью. Поминайте его — это хорошо.
И Вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем. Всего доброго.