Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Димитрий
07 Июля 2005

Вопрос:

Отец Димитрий, благословите!


Скажите, пожалуйста, во время какого богослужения из суточного круга совершается чин погребения Пресвятой Богородицы после дня Ее Успения? Происходит ли это на утрене, как и чин погребения Спасителя, или является какой-либо отдельной службой, вроде молебна и т. п.? Есть ли какой-то специальный день календаря для совершения этого чина? Является ли это уставным требованием для всех православных церквей или это просто поместная традиция? Спаси Вас Господи!

отец Димитрий
08 Июля 2005

Ответ:

Бог Вас да благословит, Димитрий!


Чин Погребения Божией Матери представляет собой Всенощное бдение. На великой вечерни совершаются вход и лития, а на утрени поются непорочны и похвалы Пресвятой Богородице. Основные особенности, как Вы видите, действительно попадают на утреню. В некоторых монастырях служба совершается именно всенощно , т. е. ночью. Положена и малая вечерня, которая должна, собственно говоря, предварять любое Всенощное бдение, но в современной практике эта служба, увы, практически забыта. В храмах, не имеющих Плащаницы Божией Матери, чин Погребения обычно не совершается.


Специального дня в нашей, русской, Церкви, в общем-то, нет, хотя по традиции, восходящей, видимо, к традиции Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры (XIX в.), чаще всего совершают этот чин на 3-й день праздника Успения Пресвятой Богородицы.


Что касается уставных требований, то это вопрос сложный. Типикон об этой службе умалчивает, так что она скорее является внеуставным богослужением. Однако наша Русская Поместная Церковь ее не выдумала, а переняла практике, совершаемой в Иерусалиме при гробнице Божией Матери. Там этот чин положен утром накануне праздника Успения. В других Поместных Церквях чин совершается в сам праздник Успения (т.е. соединяется с праздничной службой). И все-таки Погребение Пресвятой Богородицы — это внеуставное богослужение , потому что в Уставе, например, Константинопольского Патриархата прописано запрещение добавлять это чинопоследование в уставную канву Всенощной: «Великая Церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери». Не могу сказать, насколько другие поместные Церкви соблюдают или нарушают Устав в этом смысле, но у нас, как Вам, вероятно, известно, чин этот имеет весьма широкое распространение. Когда-то местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) высказывал мнение, что приведенное мной выше указание относится только к самому дню праздника, поэтому его можно совершать в 3-й день, как в Гефсиманском скиту.
Спасибо Вам за доставленную радость: отрадно, что находятся интересующиеся столь серьезной темой, как вопросы богослужения, ведь чтобы полноценно молиться на церковной службе, необходимо ее понимать и любить. Помоги Вам Бог на этом поприще и в ином радении по Христу.