Библиотека
Козья Гора. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровский Поречский женский монастырь.
Козья гора
Самое простое объяснение названия "Козья Гора" таково: на этой горе водились лесные олешки, по-местному козы.
Козел или Коза - языческие имена, не вошедшие в христианский именослов. Козел (соврем., - кличка; оскорбление в уголовной среде), а раньше Козлок - прямик, прямой и честный, но упрямый человек (см. Словарь В.Даля).
И вообще, "коза" - древнейшее слово праславянского происхождения. По изысканиям этнографов и фольклористов, на северной Псковщине, в т. ч. Гдовском районе, понятия коза и нива идентичны. Поэтому большая вероятность, что Козья Гора может означать ниву на горе.
Сегодня специалисты считают, что в средневековье в наших местах был некий зооморфный мифологический персонаж коза, ассоциативно связанный с нивой. Началом, объединяющим ниву и козу является плодовитость. Не случайно снопы в Чудском поозерье называются козленята. Некогда был вид народной пляски "козел". Поэтому возможна связь с забытым языческим ритуалом. Пляска не исключают память о неких приношениях в виде животных или их копыт.
След ноги, лапы, копыта и руки издревле имел сакральную суть. В деревню Лужки предки нынешних жителей принесли так называемый "Божий камешек" со следами коз и других животных. Первоначальное нахождение камня было где-то у Доложской пещеры. Камень могли унести ввиду его языческой сути. Сегодня об этом камне понятия весьма смутные. В археологическом смысле это камень-следовик. Говаривали о козьих следах на неком камне в воде у Пещеры. Обнаружить его пока не удалось.
Под Козьей Горой в низинке, звавшуюся встарь козьим бродом, имеется чтимый камень, на котором, как некоторые считают, след Илии Пророка. К нему до сих пор приносятся цветы, деньги, свечи. На камне поставлен крестик. Рядом колодец.
Однако христианское происхождение камня, кажется, факт спорный. По крайней мере, современное отношение к нему бывает вполне сродни языческому.
Этот камень, неизвестный археологам, представляет собой валун ледникового происхождения. Природная лентообразная выемка в верхней части напоминает длинный подработанный след. О локализации камня и о его датировке сегодня никто не скажет. До некоторых пор он лежал у часовни, что стояла на Ожевском повороте. Одна жительница деревни Кошелевичи утверждает, что камень лежал на Ожевской повертке.
Кроме камня, других археологических объектов в Козьей Горе неизвестно. Между тем, в Поречье, у начала лесной дороги, которая была вымощена приличными лесинами, лежит уникальный стрелообразный камень, указующий путь паломникам к храму и погосту. По этой дороге еще недавно можно было проехать на телеге. Сегодня дорога заросла, а в церковь едут по другому пути, отсыпанному для машин.
Просто так указатели из камня никто не вырубал. Это единственный стрелообразный камень в присамрянском регионе. Археологическая ценность его в том, что он находится на своем исконном месте. Со временем археологи могут заняться его исследованием, чего нельзя сделать в отношении камня Илии Пророка. Поклонные камни представляют археологический интерес только в местах своей исконной локализации, когда возле них имеется т.н. культурный слой земли.
Деревни при Самро раньше имели так называемые "погребальные камни". Они используются до сих пор при похоронах местников. Гробы по обычаю ставят около камней. На камни поставляются кутья и иконы. При камнях жители деревень прощаются с усопшими и далее везут его на телеге. Место погребального камня называется в народе кутейник.
Два погребальных камня имеются на западном и восточном выездах из деревни Овсище. Так называемое Большое Овсище (западная часть) относится к приходу в Старополье, а Малое Овсище (восточная часть) относится к приходу на Козьей Горе. В соответствии с этим и расположены камни. Кроме этого, при сохранившейся часовне в восточной части деревни имелся известный камень. Камень имел некий указующий смысл (в части географии).
Есть сведения о погребальных камнях в Кошелевичах и Буряжках. Последний камень куда-то исчез. Судьбу камня в Кошелевичах тоже надо исследовать.
Есть сведения также о существовании кутейника в деревне Каменец. Теперь в этом месте выстроена новая часовня во имя Пророка Илии - на старинном месте, где когда-то протекал ручей, который сейчас иссяк. Это первая часовня, построенная в этих местах после богоборческих времен.
Поречский монастырь
В 1900-1901 гг. был освящен храм в Пенино и его пределы. Это освящение способствовало тому, что в Пенинском приходе в 4 верстах от храма близ с. Поречье в местности Козья Гора была по инициативе местной уроженки Марии Андреевны Кудрявцевой при содействии св. прав. Иоанна Кронштадтского, особенно покровительствовавшего женскому монашеству, учреждена Свято-Покровская Поречская женская община. Это произошло в 1902 г.
Исполняющей обязанности настоятельницы стала принявшая монашеский постриг послушница Мария (Кудрявцева). В 1903-04 гг. в общине был сооружен первый деревянный храм св. прп. Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых. На самой вершине горы была выстроена часовня, а в 1904-1908 гг. на ее месте по проекту архитектора В.А. Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт.Николая Чудотворца и свв. апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника (о освящении в честь последнего святого документального подтверждения, кажется, нет, однако утверждают это многие источники).
Храм поставлен на месте, которое когда-то, возможно, могло быть языческим капищем, что является обычной практикой христианизации.
В 1908 г., последнем году жизни св. Иоанна Кронштадтского, при Поречской женской общине близ обители, на издавна чтимых Доложских пещерах с источником Божией Матери, расположенном в скале, был учрежден Свято-Успенский скит с богадельней, где призревалось до 20 престарелых женщин, за которыми ухаживали сестры обители. Здесь был выстроен и каменный храм во имя Успения Матери Божией, куда ежегодно совершался многотысячный крестный ход с чтимой иконой Успения. Закрытый в 1930-х гг., храм сохранялся до 1950-х гг., когда по указанию местных властей, во время новых, хрущевских, гонений на веру был разобран на кирпич. Святое место это и поныне чтится местными жителями: многие добираются сюда, к святому источнику, почитая его целебным. На Успение сюда приходил до последнего времени крестный ход с образом Божией Матери.
Собственно статус монастыря община получила уже после революции - в 1919 г. Где-то в это время здесь подвизалось 18 сестер. Духовником обители был священник Пенинского погоста о. Николай Никольский. После революции его сменил протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия в алтаре Покровского храма за Божественной Литургией.
Монастырь был закрыт в 1928 г. В 20-30-е гг. во время гонений за веру многие сестры были арестованы и высланы в Казахстан, в Сибирь. Лишь некоторые из них в 40-50-х гг. смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом.
Деревянная же церковь прп. Серафима Саровского была сожжена в 1930-х - нач. 1940-х гг. и не сохранилась. Ныне на ее месте выстроен церковный дом.
История монастыря, к сожалению, пока не написана. По этой теме идет лишь накопление материала. Оно осложнено недоступностью части архивов XX в.
Покровский храм
Храм же закрыли в 1937 г., а возобновили службы уже в 1942-м, т.е. во время немецкой оккупации. Его первым настоятелем после возобновления служб был известный пастырь, духовник прп. Серафима Вырицкого протоиерей Алексий Кибардин.
Произошло это так.
До февраля 1942 г. о. Алексий Кибардин жил в Пушкине, существуя на деньги, заработанные в Мончегорске. Жизнь в оккупированном городе была тяжелая, о. Алексия выселили из его дома, который оказался в запретной зоне. Протоиерею пришлось трижды посещать германского коменданта Пушкина - первый раз в конце октября 1941 г., когда немцы насильственно эвакуировали население города из прифронтовой зоны в тыл, он обратился с просьбой позволить его семье остаться, так как жена по-прежнему тяжело болела, и получил согласие. В ноябре батюшка попросил разрешения пройти в запретную зону в свой дом за оставшимися там теплыми вещами, но получил отказ. Наконец, в середине февраля 1942 г. о. Алексий говорил с комендантом о возможности выезда из Пушкина его и не способной самостоятельно передвигаться жены и получил разрешение уехатьуехать. Таким образом он оказался в деревне близ Гатчины, где прожил около двух недель у крестьян, а в конце марта 1942 г. в поисках работы переехал в село Ястребино. Здесь он провел богослужение в церкви св. Николая Чудотворца. Жители Осьминского района, узнав, что Кибардин священник, 25 марта пригласили его служить в Козьегорскую Покровскую церковь. О. Алексий предложение с радостью принял и 7 апреля 1942 г. вместе с женой переехал в эту деревню. Так о. Алексей стал здесь служить.
Местные жители отремонтировали церковь еще в конце 1941 г., и несколько месяцев обязанности диакона в ней исполнял Сергей Дмитриевич Плескач, бывший певчий петербургского Николо-Богоявленского собора, эвакуированный из Петергофа после его оккупации немцами.
В Козьей Горе также проживали и прислуживали в храме бывшие монахини Пятогорского Богородицкого монастыря Евфросиния (Дмитриева) и Серафима. Еще в 1920-е гг. они прислуживали в Феодоровском соборе Царского Села при о. Алексии Кибардине и, возможно, именно они были инициаторами приглашения его в Козью Гору.
Эти сестры, а также монахиня Ангелина, прислуживали в Покровской церкви до конца оккупации. Плескач же в начале июня 1942 г. уехал в Гдов.
В Осьминском районе было большое количество партизан. В октябре 1943 г. на территории нескольких прилегающих сельсоветов был даже создан партизанский край. Командир отряда И.В. Скурдинский (после войны председатель Осьминского райисполкома) и комиссар И.В. Ковалев (в конце 1940-х - 1950-х гг. секретарь Осьминского райкома партии) хорошо знали о. Алексия Кибардина и неоднократно приходили к нему домой с целью получения помощи деньгами и продуктами.
Первая их встреча произошла летом 1942 г. 12 июля о. Алексия пригласили на Петров день в д. Велетово. После службы в местной часовне и посещения домов крестьяне собрали ему зерна, муки и хлеба. И в ночь с 13 на 14 июля в Козью Гору пришли 10 партизан, попросив хлеба и предупредив, что их посещение следует хранить в тайне. Священник отдал им весь хлеб. Через 3 недели партизаны пришли снова во главе с комиссаром отряда, который предупредил о. Алексия, чтобы он впредь не говорил в проповедях о репрессиях священников в 1930-е гг. и не побуждал местных жителей крестить "взрослых детей" 7-10 лет и старше. На вопрос батюшки, что же следует читать в проповеди, Ковалев, по его свидетельским показаниям 1950 г., ответил: "Я сказал, чтобы читали то, что написано в русском Евангелии". В этот раз партизаны попросили также собрать и передать им в назначенное время 6 тыс. рублей, что о. Алексий и сделал. Затем священник передал в отряд еще 10 тыс. рублей. В дальнейшем партизаны приходили неоднократно и каждый раз получали какую-либо помощь.
Последний раз партизаны приходили в октябре 1943 г. В этот последний приход, за 3 месяца до освобождения села советскими войсками, состоялся примечательный диалог партизан с о. Алексием: "Ты знаешь, что делается по ту сторону фронта? - Не имею никаких сведений. - В Москве теперь имеется Патриарх, храмы открыты. Для тебя, отец, эти вести, конечно, интересны. За то, что ты помогал нам, не отказывал, Родина тебя не забудет".
При этом следует отметить, что партизаны в тех местах действовали очень активно и убивали тех, кто сотрудничал с немцами. Так, в частности, староста Покровской церкви Козьей Горы А.М. Артемьев одновременно являлся старостой в д. Дубки (Дубок?), сообщал коменданту о партизанах и лично застрелил одного из них, пришедшего к нему в дом под видом странника. В апреле-мае 1943 г. (по другим сведениям - в октябре) партизаны убили Артемьева, а также его сына, служившего в полиции, и жену последнего. В мае 1943 г. был убит вместе с сыном и помощник Артемьева - Федор Воробьев, тоже выдававший партизан.
В конце октября 1943 г. немецкая администрация убеждала о. Алексия эвакуироваться, но он категорически отказался, а через несколько дней началось уничтожение деревень и насильственная эвакуация населения.
6 ноября карательный отряд немцев пришел и в Козью Гору. Сначала они подожгли больницу, амбулаторию, МТС и несколько жилых домов, а затем направились к церкви. о. Алексий вышел к карателям и убедил оставить храм и прилегающие дома в покое, при этом снова отказавшись эвакуироваться. Вскоре немцы ушли из деревни в сторону Поречья.
Так что большая заслуга этого пастыря, что Покровский храм на Козьей Горе сохранился во время войны.
В ближнем Поречье была часовенка, где стоял чтимый народом крест. В престольный праздник к нему приходил крестный ход. Крест и часовню уничтожили атеисты, а в боголю-бивую и небедную деревню населили ссыльных.
Память о монастыре, сестрах и лучших духовниках должна была умереть, но сделать это если и удалось, то не до конца. По крайней мере, в храме сохранилось достаточно первоначальной утвари, хотя воры неоднократно наведывались сюда.
Настоятелем храма сейчас (сведения 2007 г.) является прот. Олег Нецветаев.
В июле 2007 г. от нашего храма состоялось паломничество, в рамках которого мы побывали на Козьей Горе. Фотографии с этой поездки можно посмотреть здесь.
Использованные материалы:
В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
Шкаровский М.В. Служение протоиерея Алексия Кибардина в годы войны.
Проект "Русские Церкви"; http://www.rogatka.orthodoxy.ru. Рождества Пресвятой Богородицы церковь. Сланцевский район, Пенино село.
|