Здравствуйте, отец Димитрий!
Поздравляю Вас с праздником Сретения Господнего!
Очень благодарен Вам за ответ на моё предыдущее письмо, как и за всякий Ваш ответ на всякое моё письмо!
На днях обсуждали с другом вопрос душеполезных дел и благословения на них. Я упомянул, что читаю Псалтирь, он спросил, брал ли я на это благословения. Я не брал. Тогда он стал рассказывать мне всякие ужасы, мол, писали где-то, что человек, который без благословения читал Псалтирь по усопшему, был обнаружен мёртвым с Псалтирью в руках. Дескать, усопший был так грешен, что после смерти власть над ним заполучили бесы. Не знаю, полезны ли кому-то такие истории, мне они всё-таки кажутся диковатыми. Правда, я вполне допускаю вариант, что заблуждаюсь, потому, что в своём отношении вижу высокомерие: пусть такие сказки читают те, кто не может любить, но может только бояться и быть духовным невеждой. Как будто бы я встал хотя бы на первую ступень страха Божия
Или о ином страхе страхе «потерять» Бога, огорчить Его говорится в поучении о ступенях духовного роста?
Рациональное зерно, здесь, конечно есть на подобные дела надо брать благословение, ведь это не просто «разрешение», но и вспомощестующая благодать, как я понимаю. При этом мой собеседник утверждал, что нужно согласовать и «список» тех, за кого молишься. Возможно, имелось в виду, что без особого благословения нельзя (?) молиться за некрещёных, великих грешников (???) и т.д. В общем-то, у меня возникает недоумение: читая, в том числе, и Ваши ответы на некоторые вопросы, я полагал, что как раз такие люди и нуждаются больше других в молитвах
Не есть ли это очередное лукавство дьявольское, чтобы не возносились молитвы за тех, на чью участь мы, хоть в какой-то мере, может повлиять?
Также возразил я, что странно называть «добрым делом» и тем более «подвигом» чтение Псалтири. Если «вычитывать», то есть совершать механический труд (когда подключаются только ноги, руки, держащие книгу, и язык) то да. А если же иногда такой радостью сердце исполняется и от псалмов и от молитв, то о каком «труде» или «подвиге» может идти речь???
Итак, постараюсь более чётко сформулировать вопросы:
1. Нужно ли брать благословение у священника на
а) чтение Священного Писания
б) Псалтири
в) иных молитв, кроме положенных утром, вечером и в других случаях
г) земных поклонов
2. Моё отношение к «страшилкам» это проявление заблуждения, незнания и неблагоговения?
3. Действительно ли важно количество и «качество» тех, за кого мы молимся, например, на «Славах» в Псалтири.
4. Могу ли я просить у Вас благословения на подобные вещи, в частности, на чтение Псалтири?
На всякий случай краткая история: кафизму первый раз прочитал около года назад и потом по кафизме с очень большим перерывом. В последние месяцы бывало, что несколько кафизм в неделю читал. Обычно на «Славах» молюсь о себе, маме (некрещёной), друзьях, просивших молитв и просто о тех, о ком вспоминаю во время молитвы (может быть, иногда более 20 человек), также о своих усопших родственниках (папа умер некрещёным).
Заранее благодарю Вас за помощь!